02-11-18 / 2018
Новости отрасли
Зерну нужно торопиться

Чтобы наверстать сроки вывоза урожая зерновых из Красноярского края, который был собран позже обычного, Красноярская дорога предложила участникам рынка зерновых перейти на работу консолидированным обезличенным парком вагонов.

Варианты вывоза урожая были рассмотрены на прошлой неделе на совместном совещании железнодорожников, грузоотправителей и собственников подвижного состава, а также представителей краевых властей под председательством начальника КрЖД Вадима Владимирова.

Погрузка зерна нового урожая началась на Красноярской магистрали только в октябре. Сроки уборки зерновых сдвинулись из-за поздней посевной – по причине холодной весны она началась лишь в конце июня. По данным краевого Министерства сельского хозяйства и торговли, на 20 октября было собрано 2,1 млн тонн зерна – на 0,2 млн тонн больше, чем годом ранее.

"Около 90% зерна Красноярского края – это продовольственная пшеница, около 70% которой – зерно 3-го класса, 20% – 4-го. Такое качественное преимущество позволяет нам, несмотря на географическое положение региона, его отдаленность от рынков сбыта, портов, рассчитывать на высокую стоимость зерновой продукции. В прошлом году мы реализовали за пределы Красноярского края порядка 460 тыс. тонн, в том числе на экспорт в Монголию и Китай. В этом году хотелось бы подтвердить свое присутствие на этих рынках", – подчеркнул заместитель председателя правительства Красноярского края – министр сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов.

Погрузка зерна осуществляется на 20 станциях КрЖД, на 11 из них отмечается увеличение отгрузки. При этом специализированного подвижного состава не хватает.

"По данным грузоотправителей, к третьей декаде октября из заявленных на этот месяц 1082 вагонов собственниками подвижного состава не было подтверждено предоставление 316 единиц. А грузоотправителям с объемом перевозок менее 20 вагонов в месяц операторы подтверждают предоставление вагонов не ранее декабря", – рассказал начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Александр Кожанов.

Ситуация усугубляется тем, что грузоотправители привлекают больше вагонов различных операторов, в результате чего загружается железнодорожная инфраструктура. "Образование вагонопотоков происходит как на Красноярской, так и на других дорогах сети с приемом по разным стыкам КрЖД. Вагоны поступают с разных направлений мелкими отправками, от одного до семи, в разборочных поездах, проходят несколько этапов сортировки на технических, сортировочных и участковых станциях, что приводит к задержке в пути следования", – пояснил начальник Красноярской дирекции управления движением Роман Зелер.

В результате, по словам железнодорожников, порожние вагоны фактически ездят навстречу друг другу. При этом для тех грузоотправителей, которые работают только с определенными собственниками подвижного состава, вагоны приходится собирать практически по всей магистрали, что также негативно сказывается на эксплуатационной работе. Чтобы сократить время нахождения порожняка в пути, грузоотправителям и операторам подвижного состава рекомендовано выстраивать логистику таким образом, чтобы исключить встречные вагонопотоки. Еще один вариант – переход участников рынка на работу консолидированным (обезличенным) парком вагонов. Благодаря тому, что грузовладелец заключает договоры со всеми операторами, присутствующими на конкретной станции, порожняк под погрузку может подаваться по мере формирования грузовой базы независимо от собственника вагонов. Если грузоотправители и собственники подвижного состава пойдут на такой шаг, это повысит эффективность перевозочного процесса, отметил на совещании Вадим Владимиров.

Со своей стороны Красноярская дорога в условиях дефицита специализированного подвижного состава принимает меры по ускорению оборота вагонов-зерновозов и соблюдению сроков их доставки. Принято решение об открытии для грузовых операций технической станции Кан-2, расположенной в черте города Канска, в непосредственной близости к одному из основных отправителей зерна на КрЖД – СПК "Успех".

Это сельхозпредприятие, кстати, первым из производителей зерна воспользовалось предложением железнодорожников транспортировать зерно не только в стандартных зерновозах, но и в крытых вагонах. В апреле – сентябре компания отправила 1,6 тыс. тонн продукции получателю в Санкт-Петербурге. "В крытых вагонах перевозится около 30% нашей продукции. До конца года планируем погрузить таким образом порядка 5–7 тыс. тонн", – сообщил председатель СПК "Успех" Дмитрий Ильин.

По данным Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), за девять месяцев текущего года объем погрузки зерна на магистрали составил 405 тыс. тонн, превысив прошлогодний показатель на 8,6% (данных за октябрь еще нет). Объемы, по словам железнодорожников, для расположенной в Сибири магистрали очень большие.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.11.2018