25-04-19 / 2019
Новости отрасли
Зерну назначили скидку

Правительство РФ выделило 99,98 млн руб. субсидий на перевозку зерновых в 2019 году в объеме 80 тыс. тонн. Это весьма незначительная доля в общем объеме погрузки – по прогнозам экспертов, погрузка зерна на экспорт по итогам 2019/20 сельскохозяйственного года ожидается на уровне 16 млн тонн против 13,8 млн тонн в сезоне–2018/19. Рост экспорта и погрузки зерновых в целом ожидается в том числе в связи с увеличением площадей посева.

Напомним, правила предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО "РЖД" на возмещение расходов при перевозке зерна утверждены постановлением правительства 6 апреля 2019 года. Они будут действовать для восьми регионов страны: это Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская и Тюменская области. Список пунктов назначения для вывоза зерна несколько шире – в него включены 20 регионов Центра и Северо-Запада (в том числе Москва и Санкт-Петербург), а также 10 регионов Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного округов.

Субсидии предусмотрены в размере 99,98 млн руб. для перевозки зерновых в объеме порядка 80 тыс. тонн и будут предоставляться РЖД в размере потерь в доходах в период с 1 февраля по 31 августа текущего финансового года. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, средства запланированы в расчете на неплохой урожай и в случае необходимости могут быть увеличены.

Стоит отметить, что в 2018 году в РЖД, несмотря на небольшой объем урожая 2017 года, все же сохранили объем погрузки. Как ранее пояснял заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов, в 2017–2018 годах совет директоров компании принял около 80 решений по предоставлению дисконта грузоотправителям.

"В каждом конкретном случае решение позволяло привлечь дополнительные объемы грузов на железную дорогу, что, в свою очередь, компенсировало потери от применения скидки", – подчеркнул Павел Иванов.

В то же время, по словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, этой весной планируется засеять зерновыми и бобовыми культурами на 1,2 млн га больше, чем в прошлом году, так что компания ожидает роста урожая и, как следствие, объема сельскохозяйственной продукции, предъявляемой к погрузке.

Аналитический центр "Русагротранса" в апреле повысил прогноз урожая зерна в 2019 году на 1,6 млн тонн – до 125,5 млн тонн.

"Это существенно больше, чем в прошлом году (113,2 млн тонн), благодаря сохранению благоприятных условий для развития озимых в большинстве регионов", – уточнил "Гудку" директор департамента стратегического маркетинга АО "Русагротранс" Игорь Павенский.

"Как ожидается, сбор пшеницы вырастет почти на 11,5% по сравнению с 2018 годом – до 80,5 млн тонн. Таким образом, объем производства может стать вторым после рекорда 2017 года. В сезоне-2019/20 (июль – июнь) экспортные перевозки могут возрасти до 16 млн тонн против оценки в 2018–2019 годах в 13,8 млн тонн, и это также может стать рекордным результатом после урожая 2017 года", – сказал Игорь Павенский.

По данным аналитического центра компании, сейчас внутренние перевозки зерна идут достаточно активно, а экспорт, который составляет основную долю в перевозках зерна по железной дороге, снижается.

Как отметил Игорь Павенский, в период с января по март 2019 года на экспорт отгружено около 37 млн тонн зерна, и из-за существенной конкуренции со стороны стран ЕС, США и Аргентины по поставкам пшеницы российские темпы экспорта снижаются. Также они снижаются из-за достаточно высоких внутренних цен.

"Условно цена спроса сейчас составляет $224 за тонну, а предлагается наша пшеница на входе в Новороссийск примерно по $228 за тонну и выше", – уточнил он.

Тем не менее эта позиция поменяется, так как в мире урожай пшеницы вырастет с 735 млн (в 2018 году) до 758 млн тонн. В России тоже прогнозируется увеличение сбора зерна. Это повлияет на мировые цены и российский экспорт, и в этой ситуации Россия вступает в конкуренцию с другими странами-экспортерами, резюмировал эксперт.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский также считает, что экспорт вернется на прежние позиции.

"Зерно сейчас в России есть, но мы потеряли определенную конкурентоспособность на экспортных рынках, поскольку внутренние цены сильно поднялись, а мировые упали. Поэтому экспорт перестал активно "вычищать" внутренний рынок и востребовать перевозки. Железная дорога ощутила это снижение на объемах, которые предъявляют грузоотправители. Дело еще в том, что всю осень мы вывозили зерно урожая 2017 года (112 млн тонн) рекордными темпами, и это разогрело цены на внутреннем рынке, а на внешнем снизило, то есть экспорт оказался убыточным. Однако рынок саморегулируется, и уже сейчас цены на внутреннем рынке падают – это неизбежно приведет к тому, что экспортный паритет к началу зернового сезона, который начинается с 1 июля, восстановится", – резюмировал Аркадий Злочевский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.04.2019