26-10-22 / 2022
Новости отрасли
Зерновые барьеры и демпферы

В 2022 году в России ожидается рекордный урожай зерна. И РЖД планируют увеличить перевозки зерновых по итогам года на 5,5%. Но, по мнению экспертов, реализовать экспортный потенциал будет затруднительно: число компаний-экспортеров сократилось, а отменять экспортную пошлину на зерновые и масличные культуры правительство РФ пока не планирует. Рекордный урожай не гарантия рынка По прогнозам Минсельхоза России, в чистом весе урожай зерна в этом году будет приближаться к 150 млн т, из которых около 100 млн т придется на пшеницу. Для сравнения: в прошлом году урожай зерна составил 121,4 млн т, в том числе 76,1 млн т пшеницы. Но несмотря на такую положительную динамику, по словам представителей рынка, на нем наблюдается целый ряд проблем – логистических, юридических, законодательных и т. д. На фоне трудностей с поставками российского зерна за рубеж начал меняться состав крупнейших экспортеров. Участники рынка столкнулись со сложностями, связанными с организацией фрахта законтрактованных объемов зерна: высокой стоимостью, затруднениями с оплатой, а также нежеланием ряда международных логистических компаний фрахтовать российский груз и заходить в российские порты во избежание наложения вторичных санкций. Как итог – объем перевалки зерна в морских портах России за 8 месяцев 2022 года уменьшился на 10,7%, до 23,6 млн т. За январь – сентябрь текущего года, по данным ОАО "РЖД", погрузка зерна на сети снизилась на 9,9% и составила 16,2 млн т. Вместе с тем перевозки зерна в контейнерах за этот период во всех видах сообщения выросли в 1,4 раза, до 28,2 тыс. TEU.

Кроме того, по данным Российского зернового союза (РЗС), посевные площади под зерновыми и зернобобовыми в сельскохозяйственных организациях в 2022 году снизились на 1,5 млн га по сравнению с 2016-м. По оценке вице-президента РЗС Александра Корбута, страна может столкнуться с рисками огромных переходящих запасов зерна из-за сложностей с экспортом, которые, как он считает, вызваны в первую очередь квотами и экспортными пошлинами, а во вторую – скрытыми санкциями.

РЖД полны оптимизма РЖД в конце августа начали вывоз зерна по договору с грузоотправителем на принципах take-or-pay. Железная дорога, в частности, выполнила капремонт пути на ст. Чуфарово

Куйбышевской дороги. А грузоотправитель обязался предъявлять дополнительный согласованный объем груза. Благодаря новому механизму отправка зерна со ст. Чуфарово должна вырасти в 3 раза. В целом в этом году, по данным РЖД, компании и агропроизводители могут воспользоваться субсидией на железнодорожные перевозки зерновых культур. Государство компенсирует перевозчику потери в доходах, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку сельхозпродукции.

Эта мера направлена на снижение транспортной составляющей в цене на хлеб в регионах. Субсидия предоставляется ОАО "РЖД" и ФГУП "Крымская железная дорога".

В холдинге, по сообщению заместителя гендиректора ОАО "РЖД" Алексея Шило, планируют увеличить перевозки зерна в этом году на 5,5%, до 11,5 млн т. "Что касается зерна, то прогноз внутрироссийских перевозок на 2022-й – порядка 11,5 млн т. В прошлом году соответственно общий объем был 10,9 млн т. Что касается экспортных перевозок по зерну, то мы рассчитываем выйти на параметры порядка 13-14 млн т, это примерно уровень прошлого года", – сказал он. А. Шило добавил, что провозных емкостей для транспортировки зерна у холдинга на данный момент достаточно. Так, по данным ИПЕМ, расчетный технологический парк хопперов (зерновозы и минераловозы), не задействованный в перевозках, в августе по сравнению с июлем снизился на 8,9%. Время оборота вагона в августе составило 23,78 сут. (-2,9% к июлю).

Средняя загрузка вагона – 70,54 т, что выше июльского показателя на 0,5%.

При этом общий парк хопперов составил 87,2 тыс. вагонов. По итогам 7 месяцев 2022 года реализация вагонов снизилась на 20,4%. Однако полувагоны и хопперы сохраняют положительную динамику – в частности, реализация хопперов выросла до 13,5% (+4,7%).

По данным заместителя руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководителя отдела исследований грузовых перевозок АНО "ИПЕМ" Александра Слободяника, во внутренних перевозках объемы зерна выросли на 6,2%, в экспорте наблюдается снижение на 12,3%. Кроме того, за январь – август отправка зерна через основные порты и погранпереходы сократилась на 24,7% относительно 2021-го, до 6,2 млн т.

При этом объемы транзита в структуре отправок выросли в 2,1 раза (но его доля в общей структуре пока невелика – 4%), в импорте отправки снизились на 12,2%. Транзит растет, как отмечает А. Слободяник, за счет увеличения отправок зерновых грузов из Казахстана.

Экспортные отправки зерна через северо-запад за 8 месяцев 2022-го сократились на 7,3%, до 1,2 млн т. Снижение наблюдается в европейские страны. Например, отправки в Швейцарию уменьшились на 46%. В то же время в Белоруссию – рост на 71%, но объем невелик, поэтому особого влияния на общую динамику этот показатель не оказывает.

Через юг экспортные отправки снизились на 27,6%, до 4,4 млн т.

Сокращение наблюдается по всем ключевым странам: Египет (-40%), Турция (-21%). При этом в Грузию отправки увеличились на 22%, в Иран – в 8 раз.

Экспортные отправки зерна через Дальний Восток снизились на 29,3%, до 0,7 млн т. Например, в Японию сокращение фиксируется на 37%, но в Китай объемы почти не изменились.

Экспортная пошлина – помеха 22 июля в Стамбуле состоялось подписание двух документов. Один из них предполагает подключение ООН к снятию ограничений на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений. Второй документ – соглашение по зерновой сделке – был подписан Россией и Украиной отдельно друг от друга с Турцией и ООН. Эта так называемая зерновая сделка, как отмечают эксперты, уже серьезно повлияла на рыночную расстановку сил.

В частности, по словам директора департамента информационноаналитического обеспечения РЗС Елены Тюриной, в этом году сократилось количество компаний – экспортеров зерна и стран-покупателей, стран, которые контрактуют пшеницу России.

"Если в прошлом году в этот период зерно, в первую очередь пшеницу, экспортировало около 60 компаний, сегодня на экспортном рынке осталось около 20, а иногда и около 15-16 компаний", – рассказывает эксперт. Кроме того, если в прошлом сезоне РФ контрактовала зерно для поставки в 90 стран, то в этом оно отгружается только в 40. "На сегодня первое место по объему закупок зерновых и масличных занимает Иран. Он обогнал Египет и Турцию. Но при этом Иран сократил закупки на 38% с начала сезона. Вместе с тем растут объемы продаж и по Египту. В конце прошлого сезона, после введения санкций, Египет начал искать других поставщиков пшеницы. Обращался и к странам Латинской Америки, и в Индию, которая наращивает объем экспорта. Но, видимо, без российского зерна Египет не смог получить необходимые объемы. Отгрузки в Египет выросли на 26%", – сообщает Е. Тюрина.

По ее словам, до санкций лидером по закупкам пшеницы являлась Турция. Но в этом сезоне она сократила закупки на 55%. Для сравнения: если в прошлом сезоне за период с 1 июля по 16 сентября РФ в Турцию отгрузила более 4 млн т, то в этом сезоне – только 1,8 млн т. Такую динамику эксперт связывает с зерновой сделкой.

"При этом есть положительная динамика по увеличению отгрузок в Саудовскую Аравию, Израиль, Ливию. Пакистан должен закупить у России более 2,5 млн т зерновых. На сегодня экспорт в Пакистан вырос уже более чем в 8 раз. И это перспективное направление. В Сирию поставки выросли также более чем в 8 раз. Растут закупки и со стороны Алжира, который ранее закупал зерно во Франции", – рассказывает Е. Тюрина. При этом, обращает она внимание, в этом сельскохозяйственном сезоне РФ не поставляет зерно таким крупным потребителям, как Нигерия (800 тыс. т по итогам 2021 г.), Азербайджан, Латвия, страны Африки – Конго, Сомали, Зимбабве, Мозамбик, Гвинея и т. д. "Отчасти я связываю сокращение объемов экспорта именно с тем, что мы не имеем физической возможности поставки зерновых и масличных культур именно в эти страны Африки. Российские экспортеры столкнулись с проблемой недостатка судов, запретом на заход крупнотоннажных судов в порты, прежде всего Черноморского региона. Проблема с ограничением экспорта – главная проблема для зернового рынка. Логистика доступна не для всех экспортеров", – резюмирует спикер. По данным РЗС, в этом сельскохозяйственном сезоне отгрузки зерновых и масличных культур через основные российские порты значительно уменьшились. В частности, через Новороссийск – на 35%. Аналогичная ситуация с портами Азов и Туапсе. "Суммарно морские отгрузки сократились по всем портам в среднем на 20%. В прошлом сезоне через морские порты было отгружено около 15 млн т продукции, в этом сезоне – лишь 12%. В натуральном выражении это 2 млн 78 тыс. т. Такой объем обусловлен влиянием санкций и запретом на вход и фрахтование крупнотоннажных судов, которые используются для поставки зерна в страны Африки. Это Panamax грузоподъемностью до 60 тыс. т", – рассказывает Е. Тюрина.

При этом, по ее словам, объем отгрузки зерна железнодорожным транспортом на мировой рынок в прошлом сезоне, за период с 1 июля по 16 сентября, составил 683 т. В этом сезоне, по оценке РЗС, отгрузки на экспорт железнодорожным транспортом не проводились.

Как отмечает Е. Тюрина, в этих условиях целесообразно отказаться от экспортной пошлины на пшеницу из РФ, что повысит конкурентоспособность страны.

Стоит напомнить, что с 2 июня 2021-го в России введен механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.

С 6 июля пошлины на зерно рассчитываются в рублях, а не в долларах.

Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценой.

Несмотря на жалобы и сетования зернового рынка, как заявила недавно вице-премьер Виктория Абрамченко, правительство РФ пока не планирует отменять экспортную пошлину на зерновые и масличные культуры. "На сегодняшний день Минэкономразвития вместе с Минсельхозом анализируют ситуацию на мировом продовольственном рынке и в РФ и принимают взвешенные, сбалансированные решения. По оценкам наших профильных ведомств, пока нет условий, чтобы пошлину отменять", – сказала она.

По прогнозам ИКАР, Россия может нарастить экспорт пшеницы в страны Африки и Ближнего Востока. Поставки российской пшеницы в Алжир, Египет и Саудовскую Аравию, по словам Союза экспортеров зерна, уже превысили прошлогодние. На сегодня по поручению президента прорабатывается вопрос приобретения бывших в эксплуатации судов на международном рынке. В перспективе Россия планирует создать свой флот для транспортировки продовольствия, чтобы не зависеть от зарубежных перевозчиков.

В начале сентября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что согласовано выделение дополнительных 10 млрд руб. на господдержку производителей зерна (для всех регионов) в этом году. Удобрения в зоне турбулентности Погрузка химических и минеральных удобрений по сети РЖД, так же как и в случае с зерном, снизилась в текущем году. За январь – сентябрь этот показатель составил 45,3 млн т (-6,1%). Перевозка химических и минудобрений в контейнерах при этом выросла в 2,4 раза, до 93,4 тыс. TEU. По данным ИПЕМ, отправки удобрений из Республики Беларусь в импортном и транзитном сообщении на/через территорию РФ с начала года выросли в 29,3 раза. Соседняя страна стала драйвером роста отправок данного вида продукции, говорит А. Слободяник.

Как он отмечает, за январь – август текущего года объем транзита удобрений вырос в этом направлении в 31,3 раза, до 87,7%, объем импорта – в 19,8 раза, до 12,3%. "Крупнейший грузоотправитель – ОАО "Беларуськалий".

В августе 83,6% грузопотока ОАО "Беларуськалий" было направлено в четыре региона РФ: Санкт-Петербург (33,6%), Ростовскую область (12,4%), Краснодарский край (10,6%) и Оренбургскую область (27%)", – сообщил А. Слободяник. Кроме того, в августе в структуре отправок удобрений в контейнерах доля транзита за счет перевозки удобрений из Белоруссии продолжила увеличиваться. Если смотреть конкретные погранпереходы, то за месяц из Завережья в Автово количество отправленных контейнеров выросло на 54,6%, в Канисай – на 8,2%. При этом доля отправок через Забайкальск сократилась на 20,3%, через Гродеково – выросла на 10%.

По словам самих участников перевозок, рынок удобрений в ближайшее время ожидает сильная турбулентность по видам перевозок и объемам. Сейчас в данном сегменте существует несколько проблем, требующих решения, равно как и факторов неопределенности. В частности, вопросы перевалки аммиака и поиск новых логистических решений. Так, по словам заместителя генерального директора по логистике АО "МХК "ЕвроХим" Дениса Илатовского, один из важных вопросов на повестке дня – производство и отгрузка аммиака российскими производителями. "Строительство портов по перевалке удобрений в РФ было запрещено до осени 2020 года Водным кодексом. Хранение удобрений в пределах 500 м от уреза воды было запрещено. Это требование было избыточным, так как фактически остановилось проектирование и строительство терминалов для перевалки удобрений в России – и производители удобрений инвестировали в перевалочные мощности за границей. Эта ситуация привела к тому, что сейчас аммиак в России переваливать негде. И логистика вынуждена искать различные формы транспортировки. Для всего объема решение пока не найдено", – отмечает он.

При этом в стране активно реализуются новые проекты: "Ультрамар" строит портовую инфраструктуру для перевалки сухих минеральных удобрений в порту Усть-Луга, "ЕвроХим" также строит терминал минеральных удобрений и т. д. Что касается подвижного состава, то для перевозок удобрений в новых условиях используется различный парк, в том числе и полувагоны, и минераловозы, и контейнеры, и цементовозы. "Сегодня сильная динамика спроса связана с переходом на различные формы подвижного состава.

Мультимодальность становится ежедневной потребностью для отправителей удобрений, приходится комбинировать перевалку и в контейнерах, и в автотранспорте, и перевалку в портах РФ или сопряженных государств, для того чтобы вывезти груз на новые рынки", – говорит Д. Илатовский.

Он отмечает, что динамику спроса на подвижной состав спрогнозировать сегодня сложно. Грузовой базы достаточно, но что будет с логистикой – это пока большой вопрос. По словам участников рынка, в настоящее время спрос на удобрения огромный. Но логистические, экспортные и политические проблемы на рынке не позволяют определить точные цифры прироста или, наоборот, снижения. Рынок удобрений в ближайшее время ожидает сильная турбулентность по видам перевозок и объемам

Если в прошлом сезоне РФ контрактовала зерно для поставки в 90 стран, то в этом оно отгружается только в 40 В холдинге планируют увеличить перевозки зерна в этом году на 5,5%, до 11,5 млн т

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.10.2022