28-10-22 / 2022
Новости отрасли
Зерновозы по осени считают: рынок ждет урожай зерна

Спрос на зерновозы начался в августе и сохранится до ноября. Глобального дефицита их не будет, однако локальный – не исключен, подчеркивают участники рынка. Он может случиться в местах высокой загрузки железнодорожной инфраструктуры и в связи со сложностями с подачей порожних вагонов. Спрос на зерновозы – стабилен, существенных изменений на рынке аренды не происходит, рассказывает РЖД-Партнеру руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник "На протяжении последних месяцев ставка аренды зерновозов держится на уровне около 2000 руб. за вагон в сутки", - добавляет он. Стабильным спрос остается даже на фоне роста парка зерновозов на сети: их число на сети за последние девять месяцев увеличилось на 0,4 тыс. вагонов. Причем последние восемь лет зерновозы на сеть поставляют только отечественные производители, говорит Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС. Ведущая роль у Тихвинского вагоностроительного завода, делает зерновозы Барнаульский вагоностроительный завод и завод металлоконструкций, сертификат на производство зерновоза накануне получил Алтавагонзавод. "На сети фактически нет зерновозов иностранного производства. Хотя иностранными можно назвать зерновозы, которые произведены в Белоруссии и в Казахстане", - добавляет Д. Семенкин. Структура грузовой базы, перевозимой в зерновозах, разнообразна. В 2021 году доля зерновых грузов в общей структуре перевозки в зерновозах составила 52,2%, такие данные приводит ИПЕМ. При этом доля перевозки химических и минеральных удобрений была на уровне 25,1%. "В текущем году на фоне введенных санкций и ограничений наблюдается снижение грузовой базы основных перевозимых в зерновозах грузов", - отмечает Александр Слободяник. По итогам за первые девять месяцев 2022 года погрузка зерна к аналогичному периоду прошлого года сократилась на 9,9%, а удобрений на 6,1%. В сентябре отрицательная динамика сохраняется: погрузка зерна снизилась на 8,3%, а удобрений – на 9,8%. В ближайшей перспективе грузовладельцы намерены списать "захимиченные" зерновозы, вместо них на сеть поставляются минераловозы – с начала года парк этого подвижного состава вырос на 1,8 тыс. вагонов, что на 5,5% выше уровня начала года. "В связи со снижением грузовой базы на фоне роста парка вагонов расчетный технологический парк зерновозов, не задействованный в перевозках, в сентябре к августу увеличился более чем на 25%", - говорит Александр Слободяник. Участники рынка заявляют, зерно в России возят чаще всего по железной сети. Но несмотря на рекордный сбор зерна в России на РЖД отмечают снижение показателя по перевалке, он превышает 11%. Эксперты рынка такую динамику связывают с усложнением фрахтования, страхования и проведения платежей в условиях санкций. Автотранспорт сельхозпроизводители используют только для доставки урожая до элеваторов. Железнодорожный перевозчик исключен только, пожалуй, на Кубани, объясняет Денис Семенкин. "А если мы говорим о перевозке зерна, собранного в Сибири или на Урале, или о перевозке зерна, который уже загружен в элеватор – любая перевозка на расстояние свыше трехсот километров осуществляется только по железной дороге", - добавляет он. Более того, ряд железнодорожный станций имеют собвенные мини-элеваторы, это позволяет ускорить отгрузку зерна, подчеркивает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". "Вряд ли другие виды транспорта могут составить большую конкуренцию железной дороге в перевозке зерна в порты для дальнейшего экспорта, а значит, она останется ключевым его перевозчиком. В перевозках зерна внутри страны конкуренция между разными видами транспорта выше, но и здесь у железной дороги будет ведущая роль", - говорит он. Грузоотправителям доступна услуга "Зерновой экспресс", позволяющая консолидировать небольшие партии груза в организованные поезда, следующие по заранее известному расписанию без переработки в пути, что сокращает время доставки и ускоряет оборот подвижного состава, добавляет он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер28.10.2022