15-04-25 / 2025
Новости отрасли
Зерновой экспорт осложняется оборачиваемостью вагонов-зерновозов

Экспорт зерна постепенно снижается, тогда как внутрироссийские перевозки демонстрируют значительный прирост. О том, что не так с вагонами-зерновозами, каковы прогнозы по погрузке на 2025 год и что необходимо предпринять для ее стабилизации, РЖД-Партнеру рассказал советник гендиректора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексей Лерон.

– Алексей, какова динами погрузки зерна на железную дороги и с какими вызовами сталкивается отрасль?

– В первом квартале 2025 года перевозка зерна по железной дороге в России столкнулась с заметными изменениями, отражающими текущие вызовы в аграрно-логистической сфере. В январе объем погрузки зерна составил 1,8 млн тонн, что на 26,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За январь-февраль общий объем перевозок зерна по сети РЖД снизился на 28,7%, достигнув 3,7 млн тонн.

Основной причиной снижения стала резкая просадка экспортных поставок: в январе 2025 года экспорт зерна упал более чем на 51%. Это связано с сезонными факторами, такими как новогодние каникулы, и структурными проблемами, включающими снижение мировых цен на зерно и рост логистических издержек.

Внутренний рынок, напротив, продемонстрировал положительную динамику. В январе-феврале 2025 года объем внутрироссийской железнодорожной перевозки зерна продемонстрировал значительный прирост – на 17,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 1,7 миллиона тонн. Существенную часть этого объема заняла пшеница, погрузка которой достигла 731,4 тысяч тонн, что на треть превышает прошлогодний показатель. Также выросли перевозки зернобобовых культур – до 280,7 тысяч тонн, что немного выше уровня предыдущего года (+1,7%), и ячменя – до 261,8 тысяч тонн, что на 15,9% больше уровня прошлогоднего показателя. Среди регионов, обеспечивших наибольшие объемы отгрузки – Омская область, отгрузившая 227,2 тысяч тонн (в 4,2 раза больше, чем годом ранее), Алтайский край – 206,8 тысяч тонн (рост в 6,6 раза) и Амурская область, где отгрузка составила 147,4 тысяч тонн (увеличение в 1,7 раза). Основной объем зерновых культур направлялся в регионы европейской части России и Дальнего Востока.

Зерновые компании также столкнулись с рядом вызовов. Из-за снижения мировых цен и роста издержек на логистику аграрии предпочитали хранить урожай в менее затратных условиях, что негативно сказалось на качестве продукции. Было потеряно качество как минимум 10 млн тонн зерна, пригодного к экспорту.

Таким образом, текущая ситуация в железнодорожной перевозке зерна в России характеризуется снижением экспортных поставок и ростом внутреннего спроса, что требует адаптации логистических стратегий и повышения эффективности хранения и транспортировки зерновых культур.

– Какие тенденции наблюдаются сейчас и что можно прогнозировать на остаток 2025 года?

– Прогнозы на 2025 год в сфере железнодорожной погрузки зерна в России отражают сложную и неоднозначную картину, обусловленную как внутренними, так и внешними факторами.

По итогам 2024 года погрузка зерна на сети РЖД сократилась на 4,6%, составив 31,2 млн тонн. В начале 2025 года тенденция к снижению продолжилась. Однако внутренние отгрузки в стране выросли прежде всего за счет успешного урожая в Сибири и на Урале.

В 2025 году объем перевозок зерновых по железной дороге может увеличиться в пределах 3% в первую очередь за счет роста внутрироссийской железнодорожной перевозки. Однако существуют определенные вызовы. Ситуация с оборачиваемостью вагонов-зерновозов ухудшается, особенно на массовых направлениях экспорта российского зерна. Это связано с перераспределением грузопотоков, увеличением перевозок грузов специального назначения и ростом пассажиропотока на южном и центральном направлениях железной дороги.

Таким образом, несмотря на текущие сложности, ожидается, что в 2025 году железнодорожная погрузка зерна в России может продемонстрировать умеренный рост, особенно при условии эффективного решения логистических проблем и стабилизации внешнеэкономической ситуации.

– Что нужно сделать, чтобы нивелировать проблемы и наладить погрузку?

– Для стабилизации и дальнейшего наращивания объемов железнодорожной погрузки зерна в 2025 году необходимо принять комплекс мер, охватывающих как логистическую, так и экономическую составляющие отрасли. В условиях высокой волатильности внешнего рынка, нестабильного экспорта и сезонных колебаний спроса ключевым становится обеспечение предсказуемости и ритмичности отгрузок. Это возможно в первую очередь за счет оптимизации маршрутов и улучшения оборачиваемости вагонов-зерновозов, особенно на наиболее загруженных экспортных направлениях. Требуется гибкая модель управления подвижным составом, включая приоритетное выделение вагонов под зерновые в пиковые периоды и обеспечение быстрой разгрузки в портах и погрузки на элеваторах.

Существенное значение имеет и повышение прозрачности взаимодействия между сельхозпроизводителями, операторами подвижного состава и логистическими структурами РЖД. Создание цифровых платформ для планирования и бронирования погрузок, а также интеграция информационных систем участников цепочки поставок позволят снизить потери времени и избежать простоев. Важную роль может сыграть и усиление координации с портовой инфраструктурой, особенно в южных регионах, где формируются основные экспортные потоки.

Одновременно необходимо стимулировать внутрироссийские перевозки зерна. Это требует гибкой тарифной политики, субсидирования перевозок в труднодоступные регионы и развития внутренних потребительских кластеров, включая перерабатывающую промышленность и агропромышленные центры. Все эти меры, при условии их комплексной реализации, способны не только нивелировать текущие логистические затруднения, но и сформировать устойчивую основу для стабильного роста объемов зерновых перевозок в 2025 году и в перспективе.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

15.04.2025