09-06-22 / 2022
Новости отрасли
Зерно вывозят с Украины

Из Запорожской области в Крым пришел чей-то поезд

Грузовые железнодорожные перевозки с контролируемых военными РФ территорий Украины в Крым официально открыты: первый состав с зерном из Мелитополя прибыл в Севастополь. Однако кто организует эти перевозки, не ясно. В ОАО РЖД, которому принадлежит локомотив в составе поезда, свою причастность отрицают, утверждая, что всем занимаются железнодорожные администрации Херсонской и Запорожской областей. Что они собой представляют сейчас, неизвестно. В Крыму утверждают, что перевозки наладили военные и ОАО РЖД. Эксперты полагают, что сейчас эксплуатацией путей могут заниматься железнодорожные администрации ДНР и ЛНР, а в перспективе - Крымские железные дороги при поддержке ОАО РЖД.

Первый состав из Мелитополя с зерном отправился в Крым 7 июня, сообщил Eвгений Балицкий, представляющийся главой военно-гражданской администрации Запорожской области: "В направлении Крыма пошли первые железнодорожные вагоны, 11 вагонов пошли с зерном с мелитопольского элеватора". Советник главы Крыма Олег Крючков уточнил "Интерфаксу", что 8 июня состав прибыл в Севастополь: "маршрут проложен".

Судя по видеосъемке, опубликованной "РИА Новости", локомотив принадлежит ОАО РЖД. По данным "Ъ", двухсекционный тепловоз 2ТЭ116 448 приписан к Октябрьской ЖД. В ОАО РЖД "Ъ" пояснили, что "железнодорожные перевозки на территориях Херсонской и Запорожских областей осуществляются их железнодорожными администрациями". Там не комментируют видеозапись, подчеркивая, что перевозки не выполняют.

Происхождение хопперов, в которых везут зерно, не ясно, маркировка видна смутно. В подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании сообщили, что у нее в парке хопперов нет. Представитель "Русагротранса" (ему принадлежит наиболее крупный парк хопперов в РФ) отметил, что хопперы компании, перевозящие зерно, полностью задействованы внутри России. Два источника "Ъ" предполагают, что парк - украинский.

В кадр "РИА Новости" также попала в составе поезда платформа с грузом, больше всего напоминающим рулон холоднокатаной стали. Севернее, в Запорожье, находится комбинат "Запорожсталь" (входит в "Метинвест" Рината Ахметова), предприятие работает, выпуск в мае упал к уровню мая 2021 года на 50- 60%. Это не первая отправка металла из Украины: 30 мая ТАСС демонстрировал погрузку партии в порту Мариуполя назначением на Ростов-на-Дону.

Глава Минобороны Сергей Шойгу 7 июня заявил, что министерство совместно с ОАО РЖД создали необходимые "условия для возобновления полноценного движения между Россией, Донбассом, Украиной и Крымом на шести железнодорожных участках" и приступили к доставке грузов в Мариуполь, Бердянск и Херсон. Общая протяженность восстановленных участков, сказал он, 1,2 тыс. км.

В правительстве Крыма "Ъ" сообщили, что организацией перевозок занимается Минобороны, поскольку это "не уровень региональных властей", и посоветовали обращаться за разъяснениями к военным. В управлении "Крымских железных дорог" от комментариев отказались. В Минсельхозе Крыма тоже не стали обсуждать ситуацию, отметив, что занимаются только вопросами внутренней продовольственной безопасности региона. С ГУП ДНР "Донецкая железная дорога" и ГУП ЛНР "Луганская железная дорога" связаться не удалось.

Первый поезд прошел, следовательно, эксплуатация пути по временной схеме возможна, полагает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его мнению, пока о постоянной эксплуатации пути в соответствии со всеми техническими нормами речь вряд ли может идти, поскольку рядом происходят военные действия. Для приведения пути в порядок привлечения ОАО РЖД не требуется: для самой монополии это делают подрядные организации, обладающие соответствующими компетенциями, а прицепка, отцепка и подача вагонов с подъездных путей зависят прежде всего от возможностей промышленных предприятий. Пока, полагает эксперт, эксплуатацией путей могут заниматься железнодорожные администрации Донецка и Луганска, а организация постоянного грузового железнодорожного сообщения может быть передана в ведение "Крымских железных дорог", у которых есть достаточно компетенций, при методологической помощи ОАО РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ09.06.2022