03-06-20 / 2020
Новости отрасли
Зерно в стране не удержать

Андрей Сизов, директор аналитического центра "СовЭкон" – Андрей Андреевич, в конце мая "СовЭкон" провел анализ экспорта зерна, согласно которому ожидается увеличение поставок до 47,4 млн тонн, что на 4 млн тонн выше, чем в текущем сельскохозяйственном году. Какие факторы на это повлияли?

– В следующем сельскохозяйственном сезоне действительно ожидаем рекордное увеличение экспорта, которое уступает лишь периоду 2017–2018 годов (тогда вывезли более 53,5 млн тонн зерна. – Ред.). Основным фактором, положительно отразившимся на урожае в этом году, стало расширение посевных площадей, в первую очередь под озимые культуры. Погодный фактор пока складывается неоднозначно, поскольку для разных российских регионов он менялся. Поэтому в целом мы ожидаем роста сборов от 121 до 126 млн тонн, что приведет к повышению экспорта и некоторому увеличению запасов. Вывоз основной культуры, пшеницы, вырастет с 33,8 млн тонн до 36,8 млн тонн.

Доля железнодорожных перевозок может в новом сезоне также вырасти. Это связано с тем, что, поскольку на юге страны ситуация с экспортом не блестящая, другие регионы, отдаленные от морских портов, покажут заметный прирост предложения. Здесь для отправок зерна преимущественно пользуются железнодорожным транспортом – это зачастую дешевле и проще с точки зрения контроля. В этом сезоне экспортные железнодорожные перевозки составят около 13–13,5 млн тонн, а в следующем увеличатся на 1–1,5 млн тонн. Наибольший объем традиционно придется на пшеницу, вероятно, около 80–90% от общего объема зерновых культур.

– Сейчас железнодорожная инфраструктура готова принимать такие объемы продукции на сети?

– Она может перевозить и по 20 млн тонн зерна на экспорт. В перспективе мы увидим расширение и строительство глубоководных экспортных терминалов, а они прежде всего работают с железнодорожным транспортом.

– Как оцениваете введение государственных квот на экспорт зерна?

– Введение квот, безусловно, влияет на экспортные перевозки, и, по моей оценке, не в позитивную сторону. На текущий сезон какие-то объемы ячменя и кукурузы недовывезены, и эта тенденция будет продолжаться из-за действия квоты. Для всего бизнеса ее введение – это негативный сигнал, Выше того объема, который в документе прописан, аграрии вывезти не могут, хотя такая возможность есть. Долгосрочные последствия тем более негативны: зачем инвесторам вкладываться в терминалы, элеваторы и зерновозы, если власти говорят о том, что планируют и дальше ограничивать экспорт? Для любых инвестиций нужна предсказуемость, а если мы говорим об инфраструктуре – это важно вдвойне.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2020