21-03-18 / 2018
Новости отрасли
Зерно созрело для полувагонов

АО "Федеральная грузовая компания" ФГК реализовало экспериментальную перевозку зерна насыпью в полувагонах. Опытная отправка, в рамках которой перевезена миллиардная тонна грузов с момента начала работы компании, осуществлена со станции Профинтерн Южно-Уральская железная дорога на станцию Ейск Северо-Кавказская железная дорога. Теперь в пиковые периоды перевозок зерна дефицит подвижного состава для перевозки таких грузов будет значительно снижен.

Холдинг "РЖД" работает над повышением универсальности вагонов. Директор ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Алексей Шило отметил, что одним из приоритетных направлений работы структуры является условное повышение универсальности вагонов, в частности, связанное с перевозками зерна.

"На сегодняшний день перевозки зерна осуществляются не только в зерновозах, но и в крытых вагонах, в контейнерах, а теперь и в полувагонах. Мы создаем условия, чтобы один и тот же род груза можно было перевозить в разных типах подвижного состава", – подчеркнул топ-менеджер.

В ФГК отметили, что в рамках экспериментальной отправки перевезена миллиардная тонна грузов с момента начала производственной деятельности компании в феврале 2011 года. Стоит отметить, что за семь лет работы грузооборот вагонов ФГК увеличился в 3,7 раза и составил 410 млрд ткм, а объем перевозок вырос в 3,3 раза – до 197 млн тонн в год. Новое решение позволило расширить спектр оказываемых услуг компании, при этом нельзя говорить о массовой переориентации зерна в альтернативные хопперам виды подвижного состава – речь идет об одном из способов вывоза груза в условиях возникшего дефицита специализированных вагонов. При этом, уверяют в ФГК, клиенты компании, рассчитывающие на полувагоны, не останутся без подвижного состава. Согласно инвестпрограмме компании в 2018 году парк пополнится на 10 тыс. новых полувагонов.

По словам генерального директора компании Алексея Тайчера, в условиях рекордного урожая зерна в РФ и дефицита специализированного подвижного состава компания разработала и предложила альтернативу перевозкам в зерновозах.

"Мы совместно с ТЦФТО Южно-Уральской железной дороги разработали новый способ транспортировки зерна в универсальном подвижном составе. Рассматривались варианты перевозки в модифицированных крытых вагонах, но они не подтвердили свою эффективность. ФГК стала первым оператором, осуществившим перевозку зерна насыпью в полувагонах. На начальном этапе мы планируем ежемесячно отправлять порядка 100 вагонов, а в дальнейшем рассматриваем перевозки из регионов с наиболее высокой урожайностью зерна", – отметил Алексей Тайчер.

Он также подчеркнул, что компания решает задачи по обеспечению социальных перевозок, предлагая эффективные решения в условиях дефицита универсального и специализированного подвижного состава. Ранее ФГК уже осуществила перевозки щебня и продукции ЖБИ на платформах.

По словам директора ООО "РусАгроТрейд" Екатерины Крахиной, грузоотправители столкнулись с острым дефицитом зерновозов на фоне рекордного урожая.

"Несвоевременный вывоз зерна мог привести к невыполнению обязательств по нашим контрактам и ощутимым убыткам. В столь критичных условиях ФГК предложила использовать для перевозки полувагоны. Оптимальным способом тарирования зерна определили перевозку с использованием сертифицированных вагонных вкладышей из ламинированной полимерной ткани, позволяющих нам максимально использовать грузоподъемность вагона. Экспериментальная перевозка показала эффективность данного варианта, и мы планируем увеличивать количество вагоноотправок в полувагонах ФГК в дальнейшем", – резюмировала Екатерина Крахина.

Стоит отметить, что вопрос транспортировки зерновых грузов уже давно нашел активную поддержку на государственном уровне. В декабре прошлого года правительство РФ предоставило РЖД субсидии на перевозку зерна по льготному тарифу из 13 российских регионов к южным, северо-западным и дальневосточным портам до конца июня 2018 года. А в минувшую пятницу президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по реализации послания Федеральному Собранию, в соответствии с которым кабинет министров в срок до 15 июля должен обеспечить продление льготных тарифов на перевозку зерна железнодорожным транспортом.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что новая технология является попыткой временного решения накопившихся проблем, в частности нехватки зерновозов. "С моей точки зрения, необходим системный подход к решению этого вопроса. В первую очередь нужно ускорить оборот зерновозов – и проблема будет решена даже без постройки новых вагонов. Сейчас этот показатель находится на неприемлемом уровне. При СССР норматив оборота зерновоза составлял 8 суток (хотя в реальности вагон оборачивался порядка 11 суток), а сейчас реальный показатель вырос до 20 суток и более. В феврале удалось ускорить оборот до 18 суток, а в марте он "отыграл падение" и достиг отметки в 21 сутки. Среди причин – нехватка инфраструктурных мощностей и маневровых локомотивов. Для исправления ситуации необходимо маршрутизировать перевозки зерна", – подчеркнул Аркадий Злочевский.

По его словам, проведена серьезная работа в этом направлении, подготовлены элеваторы для погрузки зерна в маршрутные поезда. Однако через некоторое время поменялись правила маршрутизации – в соответствии с изменениями в рамках маршрутной отправки необходимо грузить не 45 вагонов, как ранее, а 57. К этим поправкам элеваторы оказались не готовы.

"Необходимо или вернуть прежние правила, или же найти другой способ решения этого вопроса", – отметил эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.2018