24-07-19 / 2019
Новости отрасли
Зерно собирают в дорогу

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в понедельник на правительственном совещании в Курской области предложил провести анализ тарифов операторов на подвижной состав для перевозки продукции агропромышленного комплекса АПК железнодорожным транспортом, а также развивать логистическую инфраструктуру для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки. Операторы уверены, что у грузовладельцев есть резервы повышения эффективности транспортировки.

Перевозки сельхозпродукции планируется субсидировать во всех регионах. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил на встрече, что для увеличения экспорта сельхозпродукции до $45 млрд к 2024 году создан федеральный проект "Экспорт продукции АПК".

По мнению Дмитрия Медведева, для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки нужно развивать логистическую инфраструктуру, а также принимать другие меры поддержки аграриям. На эти цели за шесть лет правительство планирует направить 407 млрд руб., отмечается в стенограмме заседания.

"Мы продолжаем строить сеть оптово-распределительных центров, которые нужны экспортерам. В прошлом году начали работать восемь таких центров. Еще 14 нужно ввести в эксплуатацию в течение четырех лет – до конца 2022 года. В Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года нужно учесть потребности аграриев в транспортировке продукции аграрно-промышленного комплекса. Изменения надо подготовить и включить в план к середине декабря, мы об этом договаривались. Пока же мы компенсируем сельхозпроизводителям часть затрат на транспортировку продукции АПК по железной дороге", – отметил он.

По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка, урожай пшеницы в России в 2019 году составляет 76,1 млн тонн. Прогноз экспорта пшеницы в 2019/20 сельскохозяйственном году (начался в июле) снизился с 34,3 до 33,2 млн тонн. Экспорт зерна в текущем году составит 42,5 млн тонн.

По словам министра Дмитрия Патрушева, логистика напрямую не относится к сфере полномочий министерства, но ведомство помогает в ее развитии, взаимодействуя с бизнесом для уточнения его потребностей.

Дмитрий Патрушев в ходе совещания рассказал о мерах, которые предпринимают органы власти для реализации экспортных планов. К примеру, ранее субсидирование перевозок сельхозпродукции железными дорогами из отдельных регионов страны распространялось только на 65 регионов, а теперь будет работать во всех 85 субъектах страны.

Министр говорил и о необходимости снижения операторских ставок на подвижной состав.

"Одним из барьеров, препятствующих наращиванию объемов экспорта, является стоимость транспортировки. Операторы подвижного состава зачастую повышают ставки на аренду вагонов не только по объективным причинам, но и в связи с сезонностью перевозки грузов АПК. Просим оказать поддержку и поручить ФАС совместно с Минтрансом и Минсельхозом, при участии РЖД провести анализ тарифообразования операторами подвижного состава на транспортные услуги по перевозке продукции АПК железнодорожным транспортом", – сказал он.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил "Гудку", что сейчас цены на экспортные перевозки сельхозпродукции выше, чем у всех зарубежных конкурентов. В России ставка на перевозку тонно-км составляет 1,67 руб., в США – 1,38 руб., в Европе – 1,47 руб., а в Китае – 1,18 руб. Такая тенденция связана в том числе с высокими операторскими ставками.

"Мы проиграли практически все последние тендеры на закупку пшеницы. Ставки выросли достаточно существенно за последние годы и совсем не в темпах инфляции. У нас был ряд сезонов, когда мы испытывали так называемый дефицит подвижного состава, хотя на самом деле его не было. Из-за того что наши вагоны оборачиваются очень медленно, доступ к подвижному составу был ограничен, его никому не хватало. Началась конкуренция за то, чтобы получить вагоны. В результате этой конкуренции ставки подросли. Поэтому данная инициатива важна, так как нужно повышать конкурентоспособность нашей продукции", – подчеркнул он.

По данным ОАО "РЖД", ставка на аренду зерновозов в январе 2018 года составляла 1660 руб./сут., тогда как в июле 2019-го выросла до 2140 руб. Самая высокая цена была в марте и апреле текущего года – 2400 руб.

В "Русагротрансе" на вопросы "Гудка" не ответили, отказавшись комментировать потенциальные действия ведомств-регуляторов.

По мнению генерального директора операторской компании ABC-Rail Артура Нурмухамедова, для обеспечения роста экспорта грузовладельцам необходимо принять меры для снижения себестоимости продукции, в том числе за счет повышения эффективности ее транспортировки.

"Повышение эффективности возможно за счет сокращения оборота вагонов и использования коммерчески пригодного парка зерновозов, в частности увеличения доли инновационных вагонов, которые могут перевозить на 7 тонн зерна больше, чем базовые модели хопперов. С учетом действующих тарифов РЖД и ставок операторов перевозка зерна в инновационном вагоне на маршрутах со средней длиной 2 тыс. км выгоднее, чем в обычных зерновозах, примерно на 140 руб. за каждую тонну зерна", – заметил он.

Минсельхоз, Минтранс и ФАС на запросы "Гудка", когда и каким образом планируется осуществить анализ ставок операторов и как это повлияет на увеличение экспорта сельхозпродукции, на момент сдачи номера не ответили.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что на сегодняшний день ни в Минтрансе, ни в ФАС нет специалистов, которые разбираются в ценообразовании операторского бизнеса.

"Нет даже экспертно утвержденных методик, которые позволят проанализировать динамику операторских ставок, не просто выявить их величину, а понять динамику. Кроме того, органы власти не имеют списка действующих операторских компаний. Я также считаю, что понижение ставок невозможно, потому что в сфере перевозок агропромышленного комплекса у нас на сегодняшний день сложилась монополия – это компания "Русагротранс". А там, где есть монополия, не было примеров, чтобы снижали ставки. Поэтому никто не будет опускать ставки на этом рынке. Ставки "Русагротранса" являются маркетмейкерами для рынка, на него ориентируются все остальные операторские компании", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.07.2019