22-11-21 / 2021
Новости отрасли
Зерно рассыпалось по вагонам

Доля железных дорог в его перевозке растет

К середине ноября Россия перевезла половину зерна, запланированного к экспорту в этом сельхозгоду, причем 28% объема поставлено в порты железной дорогой. Несмотря на сокращение объемов экспорта, доля железной дороги в транспортировке зерна растет и по итогам года может превысить 30%. Зимой ожидается дополнительное сезонное увеличение, а в долгосрочной перспективе, этому будет способствовать запрет рейдовой перевалки в порту Кавказ. Но угрозу создает потенциальное смещение отправок на юг, где их в основном обслуживает автотранспорт.

В июле-ноябре Россия экспортировала свыше 21 млн тонн зерна против 25 млн тонн за тот же период прошлого года, рассказали "Ъ" в аналитическом центре "Русагротранса" (крупнейший оператор зерновозов в РФ). По состоянию на 15 ноября вывезена половина прогнозируемого экспортного объема, составляющего, по оценке аналитиков "Русагротранса", 41,5 млн тонн. По железной дороге в направлении экспортных коридоров перевезено 5,84 млн тонн (28%) – это третий результат за последние семь лет после рекордно урожайных 2017 (доля железной дороги – 29%) и 2020 годов (36%). В остальное время эта доля не превышала 27%.

По мнению аналитиков "Русагротранса", доля железнодорожных перевозок в экспорте сельхозпродукции будет расти ввиду сокращения объемов зерна, доступных на коротких расстояниях, прекращения речной навигации до весны и традиционного уменьшения рейдовой перевалки из-за ухудшения погодных условий в зимние месяцы. По оценке "Русагротранса", по итогам года доля может составить 30-31%.

Минувший сельхозгод был крайне удачным в контексте железнодорожных перевозок зерна, поскольку помимо высокого уровня экспорта имел место большой, с приростом на 60% к предыдущему сельхозгоду, урожай в Поволжье, откуда зерно традиционно вывозится именно железной дорогой (см. "Ъ" от 13 октября 2020 года).

В этом году ситуация сложнее: увеличение экспортных пошлин привело к сокращению отправок зерна за рубеж, но зато оживились внутренние перевозки, которым способствовали рекордный урожай в Сибири и рост спроса на транспортировку зерна оттуда в пострадавшие от засухи Урал, Восточное Поволжье и Казахстан, а также в центральные и северо-западные регионы РФ (см. "Ъ" от 22 октября). Но в целом железнодорожная погрузка зерна по итогам десяти месяцев сократилась в годовом выражении на 5,1%, а в октябре – на 25% к октябрю 2020 года.

По словам директора "Совэкона" Андрея Сизова, в долгосрочной перспективе доля железнодорожных перевозок может резко вырасти при закрытии рейдовой перевалки в порту Кавказ. "Для всего российского зернового экспорта это будет иметь драматичные последствия,– говорит он.– Но от меры выиграют операторы глубоководных терминалов, которые в первую очередь работают с железнодорожным транспортом".

Гендиректор "Прозерно" Владимир Петриченко ждет, что доля железнодорожных перевозок зерна на экспорт продолжит постепенно расти. Среди причин – переход экспортеров, в том числе компаний не из первой тройки, на использование собственных вагонов для оптимизации издержек и, как следствие, отказ от автомобильного транспорта.

Председатель правления Союза экспортеров зерна (включает ТД "Риф" , "Астон", "Деметра-холдинг", Объединенную зерновую компанию, Viterra и др.) Эдуард Зернин говорит, что железная дорога "показывает выдающиеся результаты" в этом сезоне, ограниченные разве что естественными факторами развития ее инфраструктуры: "Мы ожидаем сохранения темпов в зимнем периоде, когда устьевые порты и рейдовая перевалка снижают активность из-за неблагоприятных погодных условий, а роль глубоководных терминалов, а соответственно, и доля железной дороги растет". Он добавляет, что другим важным фактором роста доли железной дороги стал интенсивный экспорт в этом сезоне в страны ЕАЭС, в первую очередь Казахстан.

В то же время гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, напротив, отмечает рекордно низкую за последние сезоны погрузку зерна из центра, Поволжья и Урала на фоне проблем с урожаем и стремления аграриев придерживать продажи. По его мнению, при текущем регуляторном режиме перевозка зерна будет концентрироваться на юге, где большая доля приходится на автомобильный транспорт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ22.11.2021