11-01-18 / 2018
Новости отрасли
Зерно преткновения

Украинская зерновая ассоциация УЗА направила письмо в Антимонопольный комитет Украины АМКУ, обвинив национальную железнодорожную компанию "Укрзализныця" УЗ в невыполнении перевозки необходимого объема зерновых культур. В свою очередь УЗ отрицает претензии аграриев и указывает на завышенный в несколько раз спрос с их стороны на подвижной состав.

Агропромышленные компании пожаловались на "Укрзализныцю". По словам президента УЗА Николая Горбачева, ассоциация сначала обратилась в УЗ с предложениями для улучшения ситуации на рынке перевозок, но не получила ответа, поэтому решила прибегнуть к помощи регулятора. Теперь АМКУ оценит ситуацию и ответит на вопрос о том, есть ли нарушения в действиях "Укрзализныци". И если обвинения УЗА подтвердятся, то комитет как регулирующий орган поможет аграриям вывозить свой урожай.

"У нас около 1 тыс. элеваторов общей емкостью хранения около 40 млн тонн. В портах терминалы с общей емкостью хранения более 3 млн тонн, и перегружать на корабли мы можем где-то около 60 млн тонн ежегодно. Но если с внутренних элеваторов мы можем грузить ежедневно около 700 тыс. тонн, то перевозить по железной дороге, к сожалению, мы не можем более 100 тыс. тонн ежедневно. И это самая большая проблема", – подчеркнул глава УЗА.

Он также отметил, что общее количество вагонов-зерновозов на украинской сети увеличилось с 14 тыс. единиц в 2016-м до 18 тыс. в 2017 году. Однако, по его данным, рост объема парка не помог из-за недостаточной оборачиваемости вагонов: она понизилась на 20% и в пиковый для перевозок октябрь прошлого года составила в среднем 10 суток против 8 суток в 2016 году. Он также заметил, что вывезти зерно из некоторых регионов Украины невозможно, поскольку УЗ невыгодно обеспечивать их тяговым подвижным составом, и поэтому груженые вагоны простаивают длительное время. А автоматическое распределение вагонов не работает должным образом.

"На баланс Центра транспортной логистики передан весь парк вагонов-зерновозов. В ЦТЛ работает программа автоматического распределения вагонов. Но не в автоматическом режиме – она работает в ручном режиме", – заключил президент Украинской зерновой ассоциации.

В УЗ же подчеркнули, что "зернотрейдеры своими безосновательными обвинениями в адрес "Укрзализныци" уничтожают автоматизированную систему распределения вагонов и способствуют возвращению коррупционных схем". По данным Департамента информационной политики оператора, в течение 11 месяцев 2017 года компания перевезла на 18,2% больше, чем за соответствующий период 2016 года.

"Объемы свидетельствуют, что "Укрзализныця" перевезла не только больше зерновых грузов, но и на большее расстояние. Также объемы перевозок этого вида грузов росли более быстрыми темпами, чем рабочий парк зерновозов УЗ. В 2017 году рабочий парк вагонов увеличился в среднем на 11,7%, или 2 тыс. вагонов в сутки. При этом количество нагруженных в среднем за сутки вагонов выросло на 14,7%, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочего парка вагонов", – сообщил директор по экономике и финансам ПАО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев.

По его словам, формирование планов необходимых перевозок отдельными аграрными компаниями осуществляется с завышением реальной потребности в несколько раз. "Такие действия зернотрейдеров искажают статистику выполнения фактических и необходимых перевозок. Если сложить объемы заявленных к перевозке зерновых грузов, то урожай в стране должен быть в 2–2,5 раза больше фактического. Безответственные участники рынка не дают возможности правильно планировать перевозочный процесс", – заключил директор по экономике и финансам УЗ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.01.2018