14-02-19 / 2019
Новости отрасли
Зерно останется лидером

Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" предполагает, что общая сумма вывезенной за рубеж продукции агропромышленного комплекса АПК в пределах срока реализации проекта с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года достигнет $45 млрд $19,1 млрд по сравнению с 2018 годом. В рамках стартовавшего сегодня в Сочи Российского инвестиционного форума – 2019 состоится сессия "Экспорт продукции АПК. Региональная повестка", на которой участники подробно обсудят вопросы, связанные с вывозом сельскохозяйственной продукции.

Соответствующие информационные материалы, посвященные нацпроектам, утвержденным на заседании президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и нацпроектам, размещены на сайте Правительства РФ. В соответствии с опубликованным документом регулярные маршруты отправки сельскохозяйственной и пищевой продукции на экспорт по итогам 2019 года планируется вывести на уровень 500 тыс. тонн в год, а в 2021 году этот показатель, как предполагается, достигнет 1 млн тонн. Бюджет нацпроекта составит 406,8 млрд руб.

В структуре экспорта продукции АПК за 2018 год лидируют зерновые и зернобобовые грузы ($7,6 млрд), рыба и морепродукты ($5,4 млрд), а также масложировая продукция и продукция пищевой и перерабатывающей промышленности ($3,6 млрд и $3,5 млрд соответственно). В Министерстве сельского хозяйства РФ затруднились предоставить более подробные данные об экспорте продукции сельского хозяйства.

Как рассказал "Гудку" директор по поддержке экспорта агропромышленного комплекса АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) Руслан Царгуш, в 2017 году группа РЭЦ оказала поддержку агроэкспорта в объеме $1,2 млрд (8% от общего объема поддержки) по инструментам страховой, кредитно-гарантийной и нефинансовой поддержки.

"География поддержанного экспорта АПК – более 60 стран. За девять месяцев 2018 года (последние подтвержденные данные. – Ред.) объем поддержанного группой РЭЦ агроэкспорта составил более $1,9 млрд (порядка 19,6% от общего объема). Поставки осуществлялись в 117 стран", – уточнил Руслан Царгуш.

Он также отметил, что РЭЦ, помимо инструментов страховой и кредитно-гарантийной поддержки экспортеров, предлагает ряд мер нефинансовой поддержки – анализ внешних рынков (оценка экспортного потенциала и рисков ведения внешнеэкономической деятельности, поиск партнеров за рубежом, анализ тарифных и нетарифных барьеров), продвижение на внешние рынки (льготное участие в международных выставках и бизнес-миссиях, размещение продукции АПК в демонстрационно-дегустационных павильонах за рубежом). Также центр предлагает экспортерам логистическое сопровождение, включающее в себя возможность доставки грузов регулярными контейнерными маршрутными отправками из Калужской области (станция Ворсино) и Краснодарского края (станция Тимашевская) до китайского Чэнду (Сычуань), а также компенсацию до 50% затрат на транспортировку продукции АПК железнодорожным транспортом.

К примеру, при поддержке РЭЦ логистический оператор Rail Cargo Logistics – RUS (дочернее предприятие Rail Cargo Group, входящее в структуру "Австрийских железных дорог") – реализует сервис ускоренной железнодорожной доставки несырьевого экспорта в Китай ("Гудок" писал об этом в октябре прошлого года). Свою продукцию отправили по этому маршруту из Краснодарского края такие компании, как ЗАО "Кореновский молочно-консервный комбинат", АО "Комбинат хлебопродуктов "Тихорецкий" и ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория", удалось наладить поставку в КНР широкого ассортимента российской молочной, винодельческой и бакалейной продукции.

"Наша цель на ближайшие годы – содействие реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" для достижения целевого ориентира по объему агроэкспорта в $45 млрд по итогам 2024 года. Фокус будет направлен на наиболее перспективные рынки Китая, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. В частности, в 2019 году планируется запустить еще один регулярный контейнерный маршрут в КНР из Новосибирска, а также реализовать несколько проектов создания стабильных каналов сбыта продукции российского АПК", – подчеркнул Руслан Царгуш.

Если говорить о зерновых грузах, экспортные перевозки зерновых культур по железной дороге в сельскохозяйственном сезоне 2017/18 года составили 19,2 млн тонн. В Российском зерновом союзе (РЗС) считают, что суммарный экспорт в 2019 году не превысит 30 млн тонн. При этом суммарную погрузку зерновых грузов на сети РЖД руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник оценивает в 28–29 млн тонн.

В то же время, считает президент РЗС Аркадий Злочевский, на сегодняшний день в России существует серьезный профицит перевалочных мощностей.

"ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" уже завершил модернизацию своих терминальных мощностей, АО "Зерновой терминал "КСК" инвестирует в расширение мощностей с 4,5 млн тонн до 6 млн тонн к 2020 году ("Гудок" писал об этом проекте в ноябре прошлого года. – Ред.). Кроме того, есть ряд небольших аналогичных проектов на "малой воде". Сейчас общий объем терминальных мощностей для перевалки зерновых грузов в РФ составляет порядка 60 млн тонн, за 2019–2020 годы эта цифра вырастет до 63 млн тонн. При этом надо понимать, что в прошлом году, вывозя рекордный урожай, мы отправили на экспорт только 54,3 млн тонн с учетом прямых наземных отправок, к примеру – в Азербайджан по железной дороге. То есть запас прочности у портов достаточно велик", – подчеркнул эксперт.

По словам Аркадия Злочевского, пробки в портах возникают из-за того, что многие грузовладельцы отправляют свою продукцию в порты по железной дороге повагонными отправками. В итоге оборот зерновоза превышает 20 суток. Маршрутизация отправок помогла бы серьезно улучшить ситуацию. Кроме того, сервис ОАО "РЖД" "Грузовой экспресс" предполагает отправку сборных поездов по строгому графику, что позволяет операторам подвижного состава заранее планировать количество вагонов под грузовые операции, а грузоотправителям – объем отгружаемой продукции, что также позволит оптимизировать доставку грузов.

"Бывает и другая ситуация – груз на терминал привез один производитель, а "лодка" подошла для продукции другого грузовладельца. "Разъехаться" в такой ситуации может быть непросто, и такие ситуации также провоцируют пробки на подходах к портам", – отметил президент РЗС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.02.2019