02-11-17 / 2017
Новости отрасли
Зерно оформят без выходных

Правительство борется с угрозой дефицита хлеба

После многочисленных жалоб хлебокомбинатов и опасений дефицита хлеба в Петербурге, высказанных властями города, правительство решило принять меры. Инспекторам Россельхознадзора, выдающим документы на сельхозгрузы, придется работать в праздники и выходные. По мнению экспертов, это увеличит оборачиваемость зерновозов на 10–20%, но лишь в комплексе с другими мерами: введением работы в выходные на элеваторах и ускорением выгрузки на мукомольных предприятиях. Впрочем, в самом Россельхознадзоре уверяют, что его инспектора и так при необходимости работают в выходные, а причину дефицита вагонов нужно искать в другом.

Россельхознадзору придется "в пиковые периоды перевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом оперативно организовать работу" территориальных органов в выходные и праздники "по выдаче необходимых сопроводительных документов на указанные грузы". Такое поручение дал 30 октября вице-премьер Аркадий Дворкович руководителю ведомства Сергею Данкверту (копия документа есть у "Ъ").

О проблеме с вывозом зерна в этом сезоне участники рынка говорили неоднократно, а 28 сентября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко написал господину Дворковичу о трудностях мукомольных предприятий города, вызванных ростом ставок на перевозку и нехваткой вагонов ( см. "Ъ" от 25 октября ).

Как рассказывал "Ъ" источник, присутствовавший на совещании по этой проблеме в Минтрансе 20 октября, жалобы поступили от ЛКХП имени Кирова, "Продовольственного фонда" и Петербургского мельничного комбината (ПМК). ЛКХП сообщал, что заявки на октябрь и ноябрь не согласовываются, ПМК жаловался на то, что не подаются вагоны с зерном, "Продовольственный фонд" отмечал недостаточные темпы и рост цены поставок зерна и просил директивно обязать операторов предоставлять вагоны для Петербурга в приоритетном порядке.

Но операторы уверяли, что вагонов хватает, и у хлебозаводов, которые работают по долгосрочным контрактам, проблем нет. ОАО РЖД уточняло, что вагоны подолгу стоят под погрузкой на элеваторах (до десяти суток), есть проблемы и с выгрузкой. Директор по коммерческой деятельности ОАО РЖД Алексей Шило на прошлой неделе говорил, что на предприятиях Санкт-Петербурга "завышение простоя вагонов идет в разы": так, на ЛКХП в сентябре среднее время под выгрузкой составляло 28 часов, в октябре - 42. "Если мы каждый вагон будем под выгрузкой держать по 42 часа, то, конечно, их не хватит",- подчеркивал топ-менеджер.

Перевод сотрудников Россельхознадзора, выдающих необходимые для вывоза зерна сертификаты, на семидневную рабочую неделю в пик погрузки уже использовался при проблемах с вывозом зерна в 2011 году. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что недоступность сотрудников Россельхознадзора в выходные и в праздники действительно сильно замедляет оборачиваемость вагонов, "плюс к тому, в пятницу они часов в 15 закругляются".

Но, добавляет собеседник "Ъ", проблема не только в этом. Так, по его словам, 30–40% элеваторов не работают в выходные, хотя вагоны прибывают круглосуточно. "Они не заинтересованы в ускорении погрузки,- уверяет источник "Ъ",- могли бы вывести на работу в выходные три-четыре человека, этого было бы достаточно". Другой собеседник "Ъ" на рынке уточняет, что часто элеваторы все же работают в выходные, но берут за это надбавку.

"Темпы погрузки на элеваторах в субботу и воскресенье резко падают, что может быть связано с остановкой работы подавляющей части объектов на выходные",- подтверждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько. Если к работе сотрудников Россельхознадзора по выходным и праздникам присоединятся элеваторы, это может увеличить оборачиваемость зерновозов на 10–15%, полагает он. Алексей Шило говорил, что перевод сотрудников надзорных органов на семидневную рабочую неделю позволит сократить простои на 15–20%. Эти цифры подтверждают собеседники "Ъ" среди операторов.

Проблему нужно решать в комплексе, соглашается один из крупнейших российских экспортеров зерна: "Должны активнее работать и элеваторы, и железнодорожные операторы, и порты". Мобилизация сотрудников Россельходзнадзора, по его мнению, поможет ускорить темпы перевозок, но глобальных изменений ждать не стоит. "Мера ускорит оформление сертификатов, но принципиально на ситуацию не повлияет,- соглашается директор "Совэкона" Андрей Сизов.- Основная проблема - недостаток портовых мощностей, которая осложняется погодным фактором,- сохраняется. Так, из-за штормов в конце сентября - начале октября темпы погрузок в портах серьезно сократились, что скажется и на снижении объемов всего экспорта российского зерна в октябре".

Представитель Россельхознадзора заявил, что после указания Аркадия Дворковича служба проверила ситуацию с работой инспекторов в зерновых регионах, но "ни в одном не поступило ни одной жалобы от компаний и организаций, в том числе от ОАО РЖД". В ведомстве уверяют, что в ряде регионов инспектора службы, занимающиеся оформлением документов при перевозке зерна, и так работают круглосуточно, а в "социальных регионах" при наличии заявки выходят в выходные и праздничные дни. В службе допускают, что "произошло некое недопонимание" со стороны Минтранса, поскольку схожие документы оформляют региональные ветеринарные службы, которые не входят в систему Россельхознадзора. Так, по данным службы, были проблемы при оформлении Санкт-Петербургской ветслужбой документов на фуражное зерно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ02.11.2017