22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Зависимость от цен

Несмотря на растущий спрос на инновационные грузовые вагоны, которые в силу высокой стоимости операторы, как правило, предпочитают приобретать именно в лизинг, дочерние компании ведущих российских банков констатируют серьезное падение лизинга железнодорожной техники. Однако в году грядущем ожидается некоторое улучшение ситуации в этом сегменте.

В следующем году ожидается рост стоимости грузовых вагонов. По словам директора Управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасии Халиловой, падение объема лизинга грузовых железнодорожных вагонов подтверждает динамика производства нового подвижного состава: поскольку объемы производства существенно упали, значит, и лизинг новых вагонов показывает падение.

«В то же время при этом возрастает роль возвратного лизинга вагонов (так называемый leaseback), и уходящий год вполне можно назвать годом возвратного лизинга в железнодорожной отрасли. Ряд экспертов полагает, что в целом по железнодорожному рынку в следующем году будет оживление. Операторам приходится решать проблему модернизации своих парков даже в условиях финансовой нестабильности, и лизинг здесь как никогда становится одним из самых эффективных инструментов. Будет ли высоким спрос на инновационные вагоны, зависит от множества факторов. В первую очередь на это повлияют такие аспекты, как цена вагона, стоимость ресурсов, цена модернизации старого вагона», – подчеркнула Анастасия Халилова.

Уходящий год не стал прорывным в области лизинга подвижного состава.

Аналитики также считают, что механизм лизинга будет пользоваться популярностью в 2015 году.

«Ожидается, что в будущем году с учетом сложившейся в мире политико-экономической обстановки, в условиях резкого роста цен на сырье и материалы смежных отраслей – поставщиков комплектующих ожидается рост цен на грузовые вагоны, – отметил ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок. – Он может спровоцировать снижение и без того невысокого спроса на данную продукцию. Таким образом, в 2015-м ожидается снижение объемов приобретения грузовых вагонов в лизинг. С другой стороны, в случае запрета на эксплуатацию грузовых вагонов за пределом срока службы и поэтапного списания около 50 тыс. вагонов ежегодно удастся сохранить текущий спрос на данную продукцию. На рынке производства тягового подвижного состава складывается несколько иная ситуация. Инструмент лизинга в сфере локомотивостроения на сегодняшний день широко не применяется. В то же время у основного потребителя ОАО «РЖД» существует нужда в обновлении тягового подвижного состава. В условиях ограниченности инвестиционного бюджета применение механизма лизинга может позволить компании сохранить объемы закупки и темпы обновления подвижного состава».

Есть и другая точка зрения: по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, хотя лизинг подвижного состава в 2015 году не исчезнет совсем, как, впрочем, и остальные виды лизинга, уже ясно, что объем этого вида лизинга может существенно уменьшиться.

«В первую очередь из-за состояния экономики, тех кризисных явлений, которые в ней наблюдаются. Во-вторых, из-за значительных валютных колебаний и отсутствия жизненно необходимой стабильности на финансовом рынке. В-третьих, из-за происходящего и возможного дальнейшего ужесточения кредитной политики банков, ухудшения условий выдачи займов. То количество подвижного состава, которое планировалось закупить в новом году, с учетом вышеперечисленных обстоятельств может просто не потребоваться в транспортной отрасли, и объем рынка может уменьшиться, причем это относится не только к лизингу, но и вообще к продажам такой техники. Не исключено, что вырастет спрос на подержанную технику, у которой еще не закончился эксплуатационный ресурс и которая будет стоить дешевле», – считает Дмитрий Баранов.

Также эксперт не исключает увеличения спроса на запасные части и комплектующие, так как многие владельцы подвижного состава предпочтут отремонтировать уже имеющийся парк вагонов и локомотивов, чем покупать новую технику.

Аналитик ФК «ИнстаФорекс» Антон Фомин также уверен, что рынок лизинга в 2015 году ожидает кризис и сокращение, собственно, как и все остальные рынки в российской экономике.

«В условиях сверхдорогих денег в экономике и высокой нестабильности курса рубля обеспечить хотя бы минимальный рост лизинговых сделок не представляется возможным. Готовиться нужно именно к этому. При этом небольшой рост спроса будет на российскую технику, которую, возможно, поддержат госсубсидиями. Но надеяться на стабилизацию ситуации ранее II квартала 2016 года не стоит», – полагает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2014