19-01-11 / 2011
Новости отрасли
Завершена восьмилетняя работа над списком обязательных условий предоставления груза к перевозкам

Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минтранса №192, который чётко определяет перечень критериев, отсутствие которых позволяет отказать грузовладельцу в перевозке. Список разрабатывался в течение восьми лет.

Возможность отказа в перевозке предусмотрена 11-й статьей Устава железных дорог, который был принят еще в 2003 году. Согласно ей причинами могут стать ограничения пропускной способности по какому-нибудь маршруту, чрезвычайная ситуация. Есть и пункт "отсутствие технических и технологических возможностей", по поводу которого говорится, что их перечень должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти.

"Отсутствие четких критериев до сих пор порождало немало проблем как для грузовладельцев, так и для ОАО "РЖД", - говорит заместитель руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов. - Ведь при получении отказа из-за отсутствия технических и технологических возможностей клиенты обращались в суды, не понимая причин отказа. А перевозчик, в свою очередь, не мог аргументировать на основании закона свой отказ".

Теперь приказ Минтранса определяет 10 пунктов, на основании которых можно отказать в приеме груза к перевозке. Документ должен вступить в силу через 10 дней после опубликования, и в Минтрансе полагают, что это произойдет в феврале.

Как рассказал "Гудку" заместитель руководителя ЦФТО ОАО "РЖД" Виктор Стеценко, из документа исчез 11-й пункт, который давал еще одно основание для отказа - отсутствие подвижного состава у перевозчика. Как теперь РЖД смогут отказать в перевозке, к примеру, сжиженного газа, для которого нет подвижного состава даже у "дочек", непонятно.

Инициатором снятия этого пункта была ФАС. Как уже писал "Гудок", в этом ведомстве полагают, что грузоотправитель должен иметь возможность обращаться напрямую к перевозчику. Однако этот пункт в приказе не появился и по вполне формальным обстоятельствам. В статье 12 закона "О железнодорожном транспорте" указано, что перевозчик должен иметь подвижной состав, поэтому приказ Минтранса не мог противоречить федеральному законодательству. Кроме того, в ходе обсуждения было признано, что наличие или отсутствие подвижного состава не относится к техническим или технологическим критериям.

Сейчас в Минтрансе работают над проблемой статуса перевозчика без вагонов. Как пояснили в ведомстве, после передачи инвентарного парка в дочерние компании у ОАО "РЖД" будет обязанность предоставлять подвижной состав в режиме "одного окна" для воинских и специальных перевозок, а остальным грузоотправителям придется исходить из понимания, что вагоны перевозчику уже не принадлежат.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.01.11Правила вежливого отказа