15-10-10 / 2010
Новости отрасли
Затронул ли технологию работы железной дороги с клиентами процесс перехода безотделенческую, систему управления? Какие структурные изм...

С первого дня работы без отделений координировать деятельность предприятий на местах начали исполняющие обязанности заместителей начальника дороги по регионам. Это люди не новые, в основном бывшие начальники соответствующих отделений, так что никаких накладок в оперативной работе не произошло. Прежние главные инженеры отделений уже в статусе заместителей главного инженера соответствующей дороги впредь также будут осуществлять координирующую деятельность предприятий на своей территории. Сфера ответственности новых управленцев – безопасность движения, эксплуатационная работа, организация взаимодействия между предприятиями дороги в решении оперативных вопросов. Впрочем, не исключено, что в скором времени этим двум руководителям будут также предоставлены полномочия координировать в своих регионах работу всех ДЗО ОАО «РЖД». Некоторые эксперты отмечают, что на местах процесс перехода на безотделенческую систему был до недавних пор несколько сумбурным. В ряде случаев заместители начальников дорог по регионам, не будучи сразу утверждены в должности, а только исполняя обязанности, не стремились взять на себя весь комплекс полномочий, им предписанных. Правда, одна из возможных причин кроется в том, что на отдельных дорогах (например, Юго-Восточной) после упразднения отделений регионы укрупнились, соответственно, в сферу влияния замов по регионам попали территории, с которыми они при отделениях не работали. А, например, на Забайкальской магистрали регионы четко вписались в границы вчерашних отделений, поскольку дорога просто вытянута с востока на запад, за исключением нескольких ответвлений. Здесь просто-напросто сменились названия должностей прежних начальников отделений и несколько скорректировались выполняемые ими функции.

Как рассказал нам первый заместитель начальника ЗабЖД Сергей Савчук, поначалу возникали ситуации, когда грузоотправители боялись, что из-за отдаленности Читы у них могут возникнуть проблемы, а железнодорожники будут не в состоянии уделить им достаточно внимания. «Но мы проводили совещания с нашими клиентами и объясняли, что для них в худшую сторону ничего не изменится. На сегодняшний момент так оно и получилось», – отмечает С. Савчук.

Еще одна проблема, но легкоразрешимая, возникла у служб, в чье подчинение передали подразделения в регионах. «В Чите пока не очень знают все тонкости отношений на местах и еще не научились смотреть на подразделения в регионах без такой призмы, как отделение дороги. Всем предстоит усвоить, что теперь за каждое предприятие мы несем ответственность напрямую и нет больше такой прослойки, как отделение», – обращает внимание С. Савчук.

Если рассматривать переход на безотделенческую структуру с точки зрения взаимодействия грузовладельцев и ОАО «РЖД», то каких-то существенных трансформаций здесь не произошло. Те вопросы, находились в компетенции отделения, решаются с теми же сотрудниками РЖД. Изменение коснулось только того, что теперь эти должностные лица подчиняются не начальнику отделения, а соответствующей службе на железной дороге. В планах на перевозку отделение никак задействовано и не было, так что и тут все осталось по-прежнему. Грузоотправители давно работают с территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания, которые в свое время утратили статус дорожных. И с переходом на безотделенческую структуру ТЦФТО даже печати менять не пришлось. Как рассказал первый заместитель начальника Приволжского ТЦФТО Николай Беляков, в тонкости внутренних изменений клиентов даже не посвящали, а сами они ничего не заметили. «Наоборот, решение некоторых вопросов упростилось, стало меньше формальностей с подписанием приказов, которые раньше долгое время могли ходить из кабинета в кабинет», – отмечает Н. Беляков. «Честно говоря, я вообще не знал о том, что отделения на железной дороге упраздняются. Нашей компании этот процесс фактически не коснулся. Не видим ни ухудшения, ни улучшения в работе российских железных дорог. Конечно, это может быть обусловлено тем, что мы занимаемся преимущественно контейнерными перевозками. А с отправкой контейнеров по сети у нас проблем нет», – говорит заместитель директора компании «РОСТЭК» Роман Чижов.

По словам начальника управления по сбыту Качканарского ГОКа Сергея Ковальчука, изменений при подаче заявок на вагоны не произошло. «В прошлом году на нашем предприятии мы ввели систему подачи электронных заявок через АС ЭТРАН, что позволило сократить сроки их оформления, видеть процесс согласования в режиме реального времени и по возможности влиять на его скорость. Для нас это главное», – считает он. В то же время начальник бюро планирования железнодорожных перевозок Нижнетагильского меткомбината Тамара Епимахова отметила некоторые неудобства в связи с изменением в системе подачи заявок РЖД: «По сути, появилась еще одна инстанция, через которую теперь проходят документы. В связи с этим согласование заявки на перевозки в Россию и страны СНГ оформляются дольше. Мы надеемся, что это временное явление».

Среди экспертов есть, разумеется, и скептики. Например, для заместителя директора по организации перевозок ООО «Уралхим-Транс» Всеволода Ковшова эффективность перехода на безотделенческую структуру в целом по отрасли неочевидна. По его мнению, здесь велики риски определенной потери оперативности управления работой железнодорожного транспорта. «Заместителям начальника дороги по конкретному региону фактически никто теперь в бывшем отделении не подчиняется, и есть риск, что спорные моменты придется решать с привлечением дорожных служб, а это, естественно, будет снижать оперативность управления железнодорожным транспортом на местах», – считает В. Ковшов. Впрочем, в итоге он оказался не столь категоричен, сказав: «Возможно, мои опасения излишни, так как грузовладельцы не видят всей работы, проводимой ОАО «РЖД». Будем надеяться, что коллегам-железнодорожникам удастся сформировать новую, более эффективную структуру управления отраслью. Хотя еще раз повторю, что, на мой взгляд, вследствие уже названных рисков не стоило отказываться от надежной, многократно проверенной еще в советское время структуры организации перевозочного процесса: головной офис – дорога – отделение». И все-таки большинство участников рынка к отмене отделений относится с пониманием и без неприятия. Главное для них – сохранение устоявшихся связей и налаженного взаимодействия со всеми причастными структурами, а также повышение качества транспортных услуг, что и должно ставиться во главу угла в процессе реформирования отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru14.10.10Отделения уходят в историю