06-02-20 / 2020
Новости отрасли
Затраты перестают быть точкой отсчета цены

Александр Осьминин, заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" Мировой опыт свидетельствует о том, что переход в транспортном бизнесе на клиентоориентированность и повышение качества услуг – это основной путь, который сможет обеспечить рост доходов компании. А клиентоориентированность, в свою очередь, это предоставление комплексной транспортной услуги. При этом основным фактором является стоимость этой услуги.

Если мы ведем речь о перевозке на основе заявки ГУ-12, то здесь можно рассчитать цену на калькуляторе. Однако средние и небольшие компании, у которых нет больших финансовых ресурсов, обычно ищут на рынке дополнительные услуги: погрузка-выгрузка, хранение груза, таможенное оформление, и все это по приемлемой для них цене.

А вот как формируется в холдинге "РЖД" цена на комплексную транспортную услугу? Обычно та структура, которая хочет и может оказать услугу, определяет ее себестоимость и добавляет свою маржу. Когда складывают все вместе – несколько структур и стоимостей, – то цена услуги оказывается такой, что клиент от нее отказывается. Формирование цены от затрат с наложением маржи делает ее слишком высокой, но пока в РЖД нет определенной стратегии, по которой могла бы формироваться стоимость комплексной транспортной услуги. А для разработки новых услуг, безусловно, нужна методология. Ученые прорабатывают этот вопрос, и положительные наработки уже есть.

ОАО "РЖД" предоставляет не только локомотивы, подвижной состав, но и маневровую тягу. И когда некоторое время назад вводили такую услугу, то столкнулись с такими же проблемами высокой стоимости при системе затраты плюс маржа. Однако затем для ее формирования применили систему стандарт-костинг, когда цена формируется не от затрат, а от рыночной стоимости с дальнейшим перераспределением затрат по цепочке субъектов, участвующих в оказании услуги. Сюда входит также определение нормативов по затратам для каждого подразделения на основе функционально-стоимостного анализа, а не издержек. Это позволяет с помощью этого механизма формировать справедливую цену и управлять затратами участников этой услуги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.02.2020