31-07-14 / 2014
Новости отрасли
Засушливый ветер перемен

Железнодорожникам приходится привыкать к тому, что грузовладельцы могут внести поправки в свои цепочки поставок. Если вчера они стремились как можно больше вывезти своей продукции за рубеж, то сегодня больше внимания уделяют внутрироссийским перевозкам. Не оттого ли в июле снизилась погрузка на экспорт через железнодорожные погранпереходы?

По данным Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД", снижение погрузки охватило почти все крупные приграничные станции, через которые следуют российские внешнеторговые грузы. Основной спад отмечен в погрузке в сторону стран Балтии, куда проследовало на 13% меньше грузов, чем за аналогичный период 2013-го. Как сообщили ИА РЖД-Партнер.ру в дирекции, максимальный минус в погрузке создало направление из РФ на Эстонскую железную дорогу (-47%).

Спад произошел и на погранпереходах с Китаем (-34%). При этом на подходах к российско-китайской границе на стыке с Забайкальском скопились 19 отставленных от движения поездов с рудой из-за того, что их не принимали в КНР.

Изменения в железнодорожных грузопотоках - следствие мирового кризиса, считает президент НП "Гильдия экспедиторов" Семен Резер. Нельзя забывать, что экономические затруднения испытывают сейчас и США, и страны ЕС, и Россия, и Китай. И каждый из глобальных игроков будет использовать любой шанс, для того чтобы добиться определенной выгоды. Остальные события, по его словам, нередко лишь наслаиваются на основную причину, уходящую корнями в экономику. Например, введение административных барьеров на пути товаропотоков - прямых или косвенных.

Как считает С. Резер, это хорошо видно по набору стран, через погранпереходы с которыми в июле снизилась погрузка. "В таком случае даже Китай укладывается в общую картину. Ведь особых политических затруднений в отношениях с ним у РФ нет. Между тем - спад. И он вполне объясним, если учесть, что КНР в данный момент неприятно публично признаваться в своих внутренних экономических проблемах. Поэтому вдруг и выявились организационные вопросы, остановившие на какое-то время вагоны с рудой", - сказал С. Резер.

Железнодорожная статистика отражает конъюнктурные изменения в отраслях промышленности, ориентированных на внешнеторговые перевозки, полагает начальник сектора прогнозирования перевозок грузов через морские порты и пограничные станции отделения развития транспортного рынка ОАО "ИЭРТ" Павел Шестаков.

Причина значительного сокращения экспорта через российско-китайскую государственную границу связана со снижением объемов поставок рудных грузов и каменного угля. И это происходит на фоне общего падения импорта в КНР этих товаров в результате конъюнктурных изменений.

Ситуацию в июле следует рассматривать в контексте общих процессов, протекающих на российских железных дорогах. По словам эксперта, надо помнить о том, что за I полугодие 2014 г. по сети ОАО "РЖД" было перевезено 670,6 млн т грузов, что на 1,3% ниже показателя соответствующего периода 2013 г. А если сравнивать с I полугодием докризисного 2007 г., то отставание получается еще больше - 11,8%.

Ранее в 2014 году спада на экспортных направлениях на сети РЖД не было. Например, если говорить о перевозках экспорта через сухопутные передаточные пункты, то за январь - июнь они даже увеличились - правда, незначительно, всего на 0,9%. Поэтому для дальнейших прогнозов нужно дождаться уточненных данных за июль. И тогда будет видно, насколько устойчивой окажется нынешняя тенденция.

Конкуренция способна регулировать российские внешнеторговые перевозки: они довольно быстро переключаются именно на те направления, по которым удобнее всего осуществлять транспортировку, считает и. о. начальника отдела информационного анализа и прогноза логистического центра Октябрьской дирекции по управлению движением Татьяна Ивашина. Она подтвердила, что в июле был отмечен рост железнодорожных грузопотоков в сторону Финляндии. В целом в I полугодии 2014 года экспортные перевозки в направлении этой страны увеличились примерно на 15%. И в июле динамика хотя и снизилась, но, тем не менее, осталась положительной: через железнодорожные погранпереходы в Финляндию из РФ в середине лета следовало на 5% грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это произошло, в частности, благодаря организации на погранпереходе Кивиярви - Вартиус электронного документооборота и предварительного информирования таможенных органов об отправляемых за границу грузах. "В эту технологию в электронном формате вовлечена и Федеральная таможенная служба России. В результате взаимодействия сторон время обработки экспортных поездов на данном погранпереходе при прохождении таможенных процедур сократилось на 30 минут", - отметила Т. Ивашина.

Руководство Финских железных дорог считает такие технологии перспективными для развития международного сообщения и намерено внедрить их на пограничном переходе Бусловская - Вайниккала. В ОАО "РЖД" планируют тиражировать ее и на другие погранпереходы.

Заметим, что ряд грузовладельцев настроен сегодня, несмотря на некоторую неопределенность сложившейся макроэкомической ситуации, достаточно оптимистично. Осенью многие ждут дополнительного спроса на российские товары. Это связано с тем, летом в некоторых отраслях во многих странах снижается деловая активность. А осенью в любом случае приходится пополнять запасы на опустевших складах.

Поэтому, например, в октябре на финляндском направлении можно ожидать увеличения погрузки лесных грузов. И в таком случае положительная динамика отправок в Финляндию по железной дороге может сохраниться, считает директор по логистике компании "Стора Энсо. Лесной сектор России" Алексей Алексеев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру31.07.2014