21-08-14 / 2014
Новости отрасли
Засушливое лето привело к оттоку грузов с водного на ж/д транспорт, но и там "текучка"

Засушливое лето привело к оттоку грузов с водного транспорта на железнодорожный, однако со стальных магистралей товары продолжают перетекать на автомобильный транспорт.

Согласно материалам Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, грузооборот внутреннего водного транспорта в июле 2014 г. был на 12,4% меньше, чем в тот же месяц годом ранее (10,3 млрд тонно-километров), а в январе-июле - на 1,8%. В то же время на железных дорогах этот показатель вырос на 5,8% в июле (до 191,5 млрд тонно-километров) и на 5,7% - за 7 месяцев.

"Снижение грузооборота на водном транспорте в июле было обусловлено низким уровнем воды в реках из-за засушливой погоды", - пояснил "Интерфаксу" директор по аналитическим исследованиям ЗАО "Объединенная вагонная компания" (ОВК) Андрей Цыганов. По этой же причине, например, росло потребление угля в энергетике, так как выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях сократилась, добавил он.

В то же время, по данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта в июле также вырос на 5,8% (до 22,7 млрд тонно-километров), в январе-июле - на 0,8%. При этом по сравнению с июнем 2014 г. в июле показатель вырос на 8,9%, тогда как на железной дороге - только на 1,5%. Рост грузооборота на автомобильном транспорте отражает сложившуюся в последние три года тенденцию по оттоку части грузов с железной дороги, считает А.Цыганов. "Автоперевозки становятся более эффективными на все более дальние расстояния. Если раньше дистанция перевозки, на которой автомобиль составлял конкуренцию поезду, была около 500 км, то сейчас она выросла до 700-750 км. В результате грузы транспортируются автомобилем в среднем на все большие расстояния, соответственно, увеличивается и грузооборот", - отметил он.

При этом А.Цыганов, правда, уточнил, что в сегменте железнодорожных перевозок рост грузооборота на фоне падения погрузки (на 3,3%) можно объяснить "структурными изменениями". "Повышается доля экспортных отправок, среднее расстояние перевозки которых в среднем на 85% выше, чем на внутренних маршрутах. В результате, несмотря на падение погрузки, грузооборот, следовательно, и задействованный парк вагонов, растут", - сказал эксперт.

Сокращение же грузооборота по трубе он связал с июльским снижением добычи нефти и приостановкой на модернизацию части российских нефтеперерабатывающих заводов. "Эти же факторы повлияли на негативную динамику перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге", - отметил А.Цыганов. По данным Росстата, в июле грузооборот трубопроводного транспорта сократился на 4,5% (до 185 млрд тонно-километров), за 7 месяцев - на 2,1%, по сравнению с июнем 2014 г. - на 1,9%. При этом, согласно статистике ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), нефтяные ж/д перевозки в июле сократились на 4,3%, при этом экспорт - на 7,4%.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.08.2014