16-07-14 / 2014
Новости отрасли
Защитная реакция

Минфин полагает, что секторальные санкции, которыми грозит Запад, чреваты торможением экономики России. Однако разрушительными они не будут. А Минэкономразвития вовсе собирается повышать прогнозы, отмечая оживление в промышленности. Но эксперты предупреждают, что ситуация все же далека от идеала. О проблемах реального сектора сигнализирует и КаргоИндекс.

Экономический блок правительства сохраняет оптимизм вопреки внешним угрозам. На днях Минфин опубликовал Основные направления бюджетной политики на 2015–2017 годы. Документ предусматривает, что доля расходов на поддержку национальной экономики сократится с нынешних 15,9% от общего объема до 12,1% (или с 3,1% до 2,3% ВВП). Приоритетное внимание будет уделяться социальной сфере, обороне, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

В документе отмечается, что в основу бюджетного планирования положен прогноз социально-экономического развития, предполагающий относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к России за ее позицию по Украине не применяются. Однако угрозы о введении болезненных ограничений от США и Европы продолжают звучать, а потому Минфин все же должен был оценить возможные последствия этого. По мнению ведомства, в случае секторальных санкций «в краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части экономических потерь».

Однако эскалация напряженности может уже в нынешнем году понизить рост ВВП до 0,2–0,3%. Впрочем, сложно говорить, что ситуация претерпит кардинальные изменения. Согласно консенсус-прогнозу экономистов, опрошенных Bloomberg, ВВП России вырастет и так всего на 0,5%. Эта же цифра содержится в документах Минэкономразвития.

Хотя министерство сейчас не исключает возможности корректировки своих оценок. Причем речь вовсе не идет об их понижении: ослабевший рубль и работа по импортозамещению привели к определенным положительным результатам.

Так, понемногу ускоряет рост Индекс выпуска в базовых отраслях, по динамике которого можно судить о помесячном ВВП. В мае этот индикатор увеличился в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 0,7% против 0,6% в апреле.

Подтолкнула его вверх промышленность: производство, по данным Росстата, выросло на 2,8% в годовом сопоставлении, а в апреле был подъем на 2,4%. Конъюнктурные опросы Института Гайдара свидетельствуют, что предприятия стали чувствовать себя немного увереннее, а некоторые из них даже говорят о планах по наращиванию выпуска.

Однако здесь есть определенные тонкости. Во-первых, не все эксперты ждут, что разгон будет носить долгосрочный характер. Например, консенсус-прогноз «Интерфакса» предупреждает о существенном торможении роста промпроизводства в июне. Во-вторых, как отмечает Ольга Изряднова из Института Гайдара, наилучшие результаты показывают сейчас индустрии, ориентированные на потребительский спрос. Речь, в частности, о пищевой промышленности, текстильном и швейном производстве. Однако сам потребительский спрос сжимается. Так, темп роста розничной торговли замедлился в мае до 2,1% с 2,7% в апреле.

Но и этим перечень сложностей не ограничивается. Вновь ухудшается положение дел в строительной индустрии. Если в апреле объем выполненных работ снизился в годовом составлении на 2,8%, то в мае провал составил 5,4%.

Падают инвестиции в основной капитал. Их объем в последний месяц весны уменьшился на 2,6%, что столь же плохо, как и результат апреля (минус 2,7%). А именно недостаток инвестиций, напомним, называется в числе главных вызовов российской экономики.

Таким образом, положение дел неустойчиво. И хотя сложно отрицать наблюдаемые позитивные подвижки, оценивать их стоит все же весьма осторожно. Об этом же говорят и неровные показатели работы российских железных дорог. Здесь уже известны данные за июнь. По итогам этого месяца объем погрузки сократился в годовом сопоставлении на 2,8% против 2,2% в мае. Это отразилось на динамике КаргоИндекса. Его абсолютное значение уменьшилось к предыдущему месяцу на 2,5 пункта, до 102,9%. А в сравнении с тем же периодом 2013 года индикатор потерял 4,2% (в апреле было минус 3,7%).

Из составляющих КаргоИндекса наиболее сильно сократилась погрузка строительных грузов, что в целом коррелирует с наблюдаемой в стройкомплексе картиной. Также просел показатель по цементу.

В существенном минусе находится погрузка цветных металлов. Ситуация на рынке остается непростой. А потому производители ищут способы повысить свою эффективность. В частности, в октябре будет запущена установка по получению алюминия и редкоземельных металлов из шламовых отходов Богословского завода, который принадлежит «РУСАЛу».

Помимо прочего, в июне в минусе в годовом сопоставлении была погрузка зерна: по данному грузу начался период сравнения с высокой базой. Однако уже идет сбор урожая текущего года: к июлю намолочено около 10 млн тонн. Всего, по прогнозу Минсельхоза, будет собрано 96,8 млн тонн (в минувшем, весьма успешном сельхозгоду было 92,4 млн). При этом на экспорт может быть поставлено 30 млн тонн зерна против 25,2 млн.

Небольшой рост в июне зафиксирован по нефтяным грузам. Результат мог быть лучше, если бы не пожар на Ачинском НПЗ «Роснефти», из-за которого это предприятие (одно из крупнейших в Сибири) было остановлено. Возобновление производства, да и то лишь частично, планируется в ноябре.

В плюсе в июне была также погрузка угля. В основном прибавка обеспечена экспортными поставками. Однако здесь есть сложности: в странах Азиатско-Тихоокеанского региона цены на уголь падают. А внутри страны спрос невысок, так как у крупнейших потребителей сохраняются большие запасы.

Выросла также погрузка черных металлов, что отчасти обусловлено наблюдаемым процессом импортозамещения. В то же время на мировых рынках дела для производителей вновь складываются не по самому благоприятному сценарию. В частности, это касается стали: аналитики Morgan Stanley считают, что сформировалась долгосрочная тенденция замедления роста глобального спроса на эту продукцию (до 3% в год против 5% в предыдущее десятилетие).

Заметно прибавила в первый месяц лета погрузка удобрений, которые в основном идут на экспорт. Спрос сейчас находится на достаточно высоком уровне, а поэтому отечественные производители увеличивают выпуск. Недавно «Уралкалий» подвел итоги первого полугодия: было произведено 6 млн тонн удобрений против 4,5 млн тонн в тот же период прошлого года.

А наиболее существенный рост погрузки в июне был зафиксирован по лесным грузам. Главной новостью последних месяцев для лесной промышленности стало возобновление работы в Иркутской области отраслевой биржи. Всего за первый день торгов было заключено 12 сделок на 28 тыс. куб. м круглого леса. Однако в дальнейшем ожидается расширение объемов работы – до конца года через биржу может пройти до 1 млн куб. м леса и лесоматериалов, а в перспективе – по 2 млн куб. м в год. Это не очень много, если сравнивать с объемами производства древесины в России (порядка 190 млн куб. м в минувшем году). Однако планируется, что биржа заинтересует предприятия, не имеющие своей ресурсной базы. Кроме того, в случае успеха проекта торги могут быть расширены на экспортные сделки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.07.2014