24-03-18 / 2018
Новости отрасли
Защитили не тех

Тарифное решение в Таджикистане усилит позиции импортеров в ущерб местному бизнесу.

Железнодорожная администрация Таджикистана ГУП "Рохи охани Точикистон" (РОТ) повысила тарифы на перевозки грузов по Согдийской области более чем в три раза. Вследствие этого инициативная группа бизнесменов – грузополучателей региона обратилась с письмом на имя премьер-министра республики Кохира Расулзады с жалобой на решение железнодорожного предприятия. Антимонопольная служба республики уже отреагировала на послание.

Руководитель РОТ Комил Мирзоали подписал приказ "О повышающихся коэффициентах в Согдийской области", в соответствии с которым коэффициент стоимости перевозки топлива по железной дороге будет установлен в размере 2,4 (повышение цены перевозки на 240%), а на другие товары – 2 (повышение на 200%). При этом коэффициенты не будут распространяться на грузоотправителей из Узбекистана (Согдийская область граничит с этой страной). По логике железнодорожников грузоотправители сами виноваты в росте цен.

"В составе одного поезда следуют 60–70 вагонов. Однако на сегодняшний день ситуация такова, что за неделю с трудом набираются 15–20 вагонов, а предприниматели торопят побыстрее доставить груз, и компания вынуждена отправлять поезд. Соответственно, расходы на локомотивную тягу увеличились, что и стало причиной повышения тарифов", – рассказал источник в РОТ.

В своем письме главе кабинета министров бизнесмены (в состав инициативной группы входят Ассоциация мельников Таджикистана и ряд других отраслевых организаций) отмечают, что намерение РОТ получить больше прибыли нанесет ущерб государству, поскольку повышение тарифов на перевозку по железной дороге снизит конкурентоспособность продукции областных предприятий перед иностранными аналогами, произведенными в соседних странах, таким образом, оте-чественные предприятия могут обанкротиться, что приведет к появлению сотен безработных.

"Ежегодно через железнодорожную станцию Бекабад (Узбекистан) в Согдийскую область поступает до 3 млн тонн грузов из России и Казахстана, в том числе горюче-смазочных материалов, пшеницы, муки, других товаров народного потребления. Рост цен скажется на сокращении поставок импортной продукции в область, а в числе безработных рискуют оказаться около 16 тыс. водителей грузовых машин, которые доставляют грузы из Согда в другие регионы страны", – говорится в обращении.

Предприниматели также обеспокоены тем фактом, что повышение тарифов на грузоперевозки затронуло только один регион. В письме они также приводят цифры – стоимость перевозки 1 тонны топлива из Бекабада (Ташкентская область) до ближайшей станции в Согде – Спитамен повысится с $11,7 до $28,8. А с железнодорожной станции Кудукли (Сурхандарьинская область) до Душанбе такой же объем груза можно перевезти за $27,3.

Примечательно, что параллельно с этим тарифным решением свой ход сделала узбекистанская железнодорожная администрация АО "Узбекистон темир йуллари" (УТЙ) – компания снизила тарифы на перевозки грузов в Таджикистан на $9 – с $22 до $13 за тонну. И.о. начальника управления стратегического развития УТЙ Нодир Абдурахмонов отметил, что такая мера позволит повысить конкурентоспособность грузоотправителей Узбекистана. Таким образом, в Согдийской области Таджикистана иностранные грузоотправители защищены сразу двумя тарифными решениями в отличие от местных коммерсантов.

Так или иначе, но обращение представителей бизнеса прошло не впустую – Антимонопольная служба при правительстве, которая должна была согласовать приказ о повышении тарифов, действие этого приказа временно приостановила. "Гудок" будет следить за дальнейшим развитием событий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.03.2018