19-06-19 / 2019
Новости отрасли
Запрет скажется на цене

Тренд на снижение погрузки металлургических грузов на сети РЖД, заданный в прошлом году, может продолжиться и в 2019 году. Возможный запрет на экспорт лома черных металлов способен усугубить ситуацию.

Ограничение экспорта изменит рынок черного лома. Артур Нурмухамедов, основатель ООО "Вторчермет-Находка" и платформы NAHODKA.ONLINE Производство черных металлов и железнодорожные перевозки на сети РЖД вплоть до 2018 года росли высокими темпами, до 6–7% в год. Однако в 2019 году сохранить такой рост будет достаточно сложно из-за эффекта высокой базы на российском рынке. Также стоимость металлов постепенно снижается из-за существующего профицита на мировом металлургическом рынке, так как мировое производство стали выросло на 100 млн тонн: с 1,6 млрд тонн в 2017 году до 1,7 млрд тонн в 2018 году. С другой стороны, увеличение погрузки угля и увеличение оборота вагона могут спровоцировать дефицит полувагонов именно для металлургической отрасли. Практически все новые полувагоны, приобретенные за последние три года, предназначались для перевозок угля. За первые пять месяцев 2019 года погрузка черных металлов сократилась на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. По итогам 2019 года их погрузка на сети РЖД может сократиться на 3–4% по сравнению с прошлым годом.

Запрет на экспорт лома может серьезно повлиять на данный рынок – трейдеры лома смогут продавать лом только металлургическим предприятиям России, которые получат возможность приобретать лом по сниженным ценам из-за отсутствия альтернативы у трейдеров. Также компании, занимающиеся перевозками лома по железной дороге и реке, получат меньшую выручку из-за отсутствия наиболее доходных экспортных перевозок лома. По нашему мнению, этот механизм является нерыночным, так как российские металлурги имеют возможность закупать лом по достаточно высоким ценам и сохранять рентабельность бизнеса на уровне 15–20%.

Российский лом пусть и имеет небольшое значение для мирового рынка металлургии, однако запрет экспорта может существенно повысить уровень цен как на лом черных металлов, так и на черные металлы в Азово-Черноморском регионе.

Цены на черные металлы, по нашим оценкам, продолжат снижение, так как в Юго-Восточной Азии уже введено большое количество новых мощностей по производству черных металлов. И этот процесс продолжается. На долю Юго-Восточной Азии приходится около 70% производства стали, и данный рынок несет в себе определяющее значение для мировых цен на продукцию металлургов, а китайское производство составляет около половины от мирового. Однако в среднесрочной перспективе снижение не будет значительным, и цены на черные металлы в 2021–2023 годах восстановятся до уровня $550–600 за тонну (в первой декаде июня цены, к примеру, на слябы на мировых рынках находились на уровне $507 за тонну). Цены смогут вернуться к прежним значениям из-за постепенного роста уровня спроса на черные металлы до резко выросшего уровня предложения. Наиболее быстро растущими рынками, производящими черные металлы, являются Китай и Индия. Индия в 2019 году выйдет на второе место по производству стали в мире и обгонит Японию, а в ближайшие годы опередит по производству черных металлов всю Северную Америку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.06.2019