04-04-12 / 2012
Новости отрасли
Запрет на ж/д перевозки нефти в "светлых" цистернах мало повлияет на Globaltrans - аналитики

Предписание ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) прекратить перевозки нефти в украинских цистернах для светлых нефтепродуктов не будет иметь существенного влияния на деятельность Globaltrans, уверены аналитики.

"Ранее менеджмент Globaltrans комментировал, что в их парке на долю цистерн "Азовмаша", приходится менее 5% из 20 тыс. цистерн (на 30 июня 2011 г.). Таким образом, влияние запрета РЖД на Globaltrans будет незначительным, а часть парка просто будет переориентирована на светлые нефтепродукты", - отмечает "ТКБ Капитал".

Запрет на транспортировку нефти в цистернах, не предназначенных для перевозки темных нефтепродуктов, РЖД установили с 1 апреля. Он в первую очередь касается цистерн, произведенных украинским заводом "Азовмаш" (как отмечала монополия, несоответствующая эксплуатация цистерн именно этого завода была причиной аварий). Российские ж/д операторы до середины мая - начала июня обязаны выполнить предписание или внести изменения в конструкцию - в соответствии со стандартами РЖД.

Сейчас в РФ эксплуатируется около 40 тыс. цистерн этого вида или 20% всего парка, который используется в стране для транспортировки нефти и нефтепродуктов, отмечает "ТКБ Капитал".

Globaltrans специализируется на перевозках металлов, нефти, цемента и угля. 50,1% акций принадлежит Transportation Investments Holding (в равных долях контролируется топ-менеджерами "Н-Транса" Константином Николаевым, Никитой Мишиным и Андреем Филатовым), 12,2% - Envesta Investments (51% - у генерального директора Сергея Мальцева, 49% - у главы совета директоров Александра Елисеева). Free float составляет 35,31% от уставного капитала. 2,3% акций являются казначейскими.

Ужесточить требования РЖД решили после ряда крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел в конце января, когда в Амурской области с рельсов сошли 17 цистерн с нефтью. Причиной катастрофы РЖД тогда назвали "излом боковой рамы грузовой тележки производства "Азовэлектростали" (входит в "Азовмаш"). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более десяти - в 2011 г.

Однако "Азовмаш" заявил, что причина катастроф - не в браке, а в непрофильном использовании цистерн. По техническим требованиям, "бочки" должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом.

Около 1,5 тыс. цистерн, в отношении которых введено предписание, задействовано в рамках проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), 2,5 тыс. обеспечивают транспортировку нефти со станции Уяр на Комсомольский НПЗ ОАО "Роснефть". "Единовременное выпадение из перевозочного процесса такого количества вагонов неизбежно приведет к снижению объемов переработки нефти на НПЗ и срыву экспортных контрактов", - заявлял газете "Ведомости" исполнительный директор Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава Дмитрий Королев.

О возможности срыва экспортных поставок нефти в рамках проекта ВСТО вице-премьера РФ Игоря Сечина предупредил и президент ОАО "Транснефть" Николай Токарев, писали "Ведомости" со ссылкой на письмо от 28 марта. Из 8 тыс. вагонов, задействованных "Транснефтью" для поставок нефти из Сковородино в порт Находка (15 млн тонн ежегодно), под запрет подпадают до 5 тыс. цистерн. "Это приведет к срыву экспортной программы и нанесет ущерб имиджу России как надежного партнера в поставке энергоресурсов", - отмечал Н.Токарев.

Представитель "Транснефти", однако, заявил газете, что угроза экспорту миновала. "Благодаря оперативному вмешательству правительства вопрос согласовывается без ущерба для перевозок", - сказал он. В то же время, источник, близкий к компании, отмечал, что в ходе переговоров с РЖД монополии удалось сократить количество цистерн, подпадающих под запрет, до нескольких сотен.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.04.12Запрет на ж/д перевозки нефти в "светлых" цистернах мало повлияет на Globaltrans - аналитики