05-03-14 / 2014
Новости отрасли
Запрет на перевозки в цистернах несвойственных грузов чреват остановкой НПЗ - ж/д операторы

Запрет на перевозки в цистернах грузов, не указанных в технических условиях завода-изготовителя, в ближайшее время может привести к остановке ряда крупнейших нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, предупреждает Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава).

"Предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ и последующее указание ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) ставит под угрозу срыва, в том числе, крупные международные торговые контракты. На нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях существует зависимость объемов выпуска основных наименований готовой продукции, из-за чего прекращение отгрузки одного из них автоматически приводит к существенному снижению суммарных объемов производства, а в большинстве случаев - к остановке предприятия", - заявил "Интерфаксу" исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев. По его словам, в четверг этот вопрос будет обсуждаться на совещании у замглавы Минтранса Алексея Цыденова.

Как сообщалось ранее, в середине февраля Ространснадзор запретил РЖД допускать на свои пути цистерны "с грузом, не входящим в перечень разрешенных к перевозке по техническим условиям завода-изготовителя". Документ был подготовлен "для устранения нарушений", выявленных в ходе расследования ЧП на станции Поздино в Кирове, где 5 февраля произошло крушение грузового состава с возгоранием. Ограничение начало действовать с 24 февраля.

"Одним из оснований предписания Ространснадзора эксперты РЖД называют проблему несоответствия трафаретной надписи на вагоне фактическому содержанию цистерны, что может привести к неправильным действиям по ликвидации аварии. Однако информация о грузе содержится не только на вагоне, но и в перевозочных документах. Таким образом, в случае аварийной ситуации узнать данные о фактическом содержимом цистерны ликвидаторам аварии не составляет труда - все указано в сопроводительных документах, которые имеются и на бумажном носителе, и в электронной базе данных", - отмечает Д.Королев.

Комментируя ситуацию, он призывает учитывать ряд факторов. Во-первых, заводы-изготовители вагонов вносят в технические условия лишь ограниченный перечень разрешенных к перевозке типов грузов. Причем это касается только двух-трех десятков моделей цистерн (в основном новой постройки).

Во-вторых, для обоснования запрета в допуске цистерн на пути РЖД обращаются к так называемой "автоматической базе данных парка вагонов" (АБДПВ), которая имеет технические ограничения: поле "Перевозимые грузы" позволяет указать максимум 10 наименований грузов, в то время как технические условия завода на конкретную модель цистерны может содержать до 40 позиций. Несовершенство программного обеспечения и отсутствие контроля за соответствием данных техусловиям изготовителей существенно снизило качество содержащейся в АБДПВ информации, констатирует Д.Королев.

"А если учесть, что существующая номенклатура по Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов только для нефтепродуктов и нефтехимических грузов насчитывает более 500 наименований, мы сталкиваемся с ситуацией, когда под необоснованный запрет на перевозку попадает большинство видов грузов со сходными физико-химическими свойствами", - говорит он.

Использование же других средств доставки, например, танк-контейнеров, также не является выходом в сложившейся ситуации. Не все виды грузов могут быть перевезены этим видом подвижного состава: в частности, он не в состоянии обеспечить массовую перевозку грузов нефтеперерабатывающей отрасли. Кроме того, эстакады большинства нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов РФ приспособлены исключительно под операции с цистернами и перейти на работу с танк-контейнерами не могут - и из-за технологических причин, и из-за отсутствия разрешительной документаций (полный цикл ее получения и переоборудования эстакады может занимать до 1,5-2 лет).

СОЖТ считает, что проблему, с которой отрасль сталкивается уже не первый год, нужно решать не введением запретов, а законодательно. "Во-первых, необходимо (и в этом позицию партнерства ранее поддержало министерство транспорта РФ) внести изменения в правила перевозок грузов наливом - определение груза не по номенклатуре, вносимой в технические условия, а в зависимости от физико-химических свойств груза. Например, в техническую документацию на цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, включить обобщенное наименование "нефтепродукты" с разделением по плотности, вязкости и давлению насыщенных паров", - считает Д.Королев.

Также, по его словам, необходимо упорядочить нормативно-правовую базу, которая устанавливает возможность перевозки того или иного вида груза в конкретной цистерне. В частности, из правил ж/д перевозок грузов наливом следует исключить возможность допуска цистерн для перевозки конкретного груза, а из правил перевозок жидких грузов наливом - трафаретную систему допуска (а также максимально сблизить с системой допуска, содержащейся в правилах перевозок опасных грузов). Кроме того, правительство РФ своим постановлением должно дополнить права и функции Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ как компетентного органа РФ по перевозкам опасных грузов, считают в СОЖТ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.03.2014