07-12-17 / 2017
Новости отрасли
Запомнить два слова: «импортозамещение» и «кибербезопасность»

В начале декабря некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники" НП "ОПЖТ" провело встречу, участники которой попытались заглянуть в телекоммуникационное будущее российских железных дорог.

Международная конференция "Цифровая связь как транспортная среда для цифровой железной дороги" состоялась на следующий день после заседания Научно-технического совета ОАО "РЖД", участники которого приняли концепцию цифровой железной дороги. Об этом сообщил в своем приветственном слове президент НП "ОПЖТ", старший советник генерального директора ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.

Беспроводная связь, телекоммуникационная среда – ключевой элемент этой концепции. Ведь в конечном итоге все проводные решения (кабели, релейные посты) должны будут уйти в прошлое. А это многократно повышает требования к скорости, надежности, бесперебойности связи и защиты сообщений от постороннего воздействия (кибербезопасности).

Но сегодня телекоммуникационных решений, удовлетворяющих будущим требованиям железнодорожников, просто не существует – ни в России, ни в мире. Самый распространенный на наших дорогах сейчас стандарт GSM-R уже безнадежно устарел. Александр Слюняев, главный инженер Центральной станции связи (филиал ОАО "РЖД"), выступавший сразу за Валентином Гапановичем, претензии к этому стандарту конкретизировал: низкая скорость передачи информации, не удовлетворяющая даже сегодняшним потребностям, недостаточная дальность работы (до 10 км), высокая стоимость инвестиционных вложений, а главное – отсутствие сколько-нибудь значимого технологического развития фактически с начала 2000-х. Перечислил Александр Слюняев недостатки и других, довольно многочисленных, используемых систем: остановка в развитии, отсутствие специфических железнодорожных приложений.

Валентин Гапанович к тому же зачитал сообщения о последних сбоях в работе мобильных операторов (а судя по развитию событий, они в ближайшем будущем станут полноправными партнерами РЖД при реализации концепции цифровой дороги) и указал время, потраченное оператором на восстановление связи. Названия операторов не прозвучали, хотя все эти инциденты и так широко освещались в СМИ. Время восстановления измерялось в сутках. Советник генерального директора ОАО "РЖД" предположил, что железнодорожники при передаче ответственных сообщений уже в ближайшем будущем не смогут быть терпимы даже к минутным сбоям.

Поэтому Валентин Гапанович еще в начале конференции задал тон всего обсуждения. Он предложил всем выступающим заглядывать подальше вперед: "LTE – стандарт хороший (примерно в половине названий выступлений докладчиков этот стандарт, который эволюционно будет заменять ныне действующие, упоминался. – Ред.), но я бы не хотел, чтобы мы снова повторили прежние наши ошибки, связанные с внедрением LTE, когда нам пришлось вскакивать на подножку уходящего поезда". В частности, он имел в виду трудности при получении частотного диапазона. На момент, когда железнодорожники оформили свои пожелания, в Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) было уже не протолкнуться от конкурентов – и сейчас ни один имеющийся у РЖД диапазон не превышает 4 ГГц, что очень затрудняет работу с перспективными системами широкополосной передачи данных. Медлительность в развитии LTE, по словам Валентина Гапановича, привела к тому, что разработчики при оценке доступных и надежных решений так и не решились использовать стандарт LTE в проекте ВСМ Москва – Казань.

А заглядывать вперед он предложил до стандарта 5G, работы по использованию которого на дорогах будущего активно ведутся железнодорожниками в Европе и Китае. Задача, по мнению Валентина Гапановича, состоит в том, чтобы не отставать от коллег из-за рубежа. Следует начать работать во всех объединениях, которые тестируют 5G-технологию и разрабатывают стандарты для применения ее на железнодорожном транспорте, продвигать при этом те решения, которые будут подходить именно для России, уже сейчас формулировать технические условия производителям оборудования и операторам связи, в первую очередь российским.

Самые передовые решения могли бы применяться в новых проектах, реализация которых уже запланирована, в частности при строительстве Северного широтного хода.

Ефим Розенберг, председатель комитета НП "ОПЖТ" по разработке и внедрению электротехнических и интеллектуальных систем управления и обеспечения безопасности и первый заместитель генерального директора ОАО "НИИАС", посоветовал докладчикам от компаний-партнеров обязательно пояснять, какие проблемы именно железнодорожников сможет решать их компания, как долго эти решения будут развиваться и как будут адаптированы для эволюционного перехода на новые поколения оборудования и технических решений. Ведь ни одна крупная железная дорога не может позволить себе одномоментный переход от стандарта к стандарту.

Довольно быстро выяснилось, что телекоммуникационные компании готовы предлагать самые современные решения – был бы запрос.

Представители Huawei Владимир Константинов и ZTE Егор Манюков рассказали, как работают с тестированием 5G-технологии в Китае и Германии.

Директор по развитию проекта LTE 450 в компании Tele2 построил свой доклад, фактически откликнувшись на призыв Ефима Розенберга рассказывать, какую "боль" железнодорожников они способны приглушить. Он сообщил, что новейшие технологии – это отлично, но недаром в докладах его коллег не звучали суммы расходов и количество базовых станций в расчете на километр пути. А LTE 450 апробировалась на слабонаселенных участках в Скандинавии и легко закрывает реально существующие потребности железнодорожников, при этом базовые станции могут стоять друг от друга на расстоянии 20 км.

Кстати, Tele2 тут же получила от Валентина Гапановича предложение подумать над внедрением этого решения на некоторых участках БАМа, где предлагаемая дальность и цена пришлись бы очень кстати не только железной дороге, но и жителям поселков.

Ведущий инженер КБ "Пульсар-Телеком" Игорь Николаев рассказал о своих предложениях по цифровой связи. У компании из Пензы нет таких возможностей, как у международных гигантов, зато есть опыт сотрудничества с российской железной дорогой на протяжении десятилетий и, соответственно, безусловное знание ее реальных потребностей.

Закрывая конференцию, Валентин Гапанович озвучил возникшие по ее ходу предложения, например создать ежемесячную рабочую группу, которая будет обсуждать современную телекоммуникационную среду. А всем партнерам, которые хотели бы строить успешное сотрудничество с железной дорогой, посоветовал затвердить два слова, которые являются ключами к достижению этой цели: "импортозамещение" и "кибербезопасность".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.12.2017