02-06-11 / 2011
Новости отрасли
ЗАО Интегрированные транспортные системы разработало проект концепции сетевого контракта на эксплуатацию инфраструктурного комплекса

Юрий Елизарьев, генеральный директор ЗАО "Интегрированные транспортные системы"

- Юрий Владиленович, что представляет собой сетевой контракт?

- Это долгосрочный договор, заключаемый между государством и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - ОАО "РЖД". Он устанавливает обязательства сторон по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса, определяет к нему основные требования. Например, какие направления нужно развить и какая пропускная способность должна там быть при необходимом уровне безопасности. Сетевой контракт будет распространяться на все виды жизненного цикла инфраструктуры от текущего содержания и капитального ремонта до реконструкции, модернизации и нового строительства. Под инфраструктурным комплексом РЖД понимается то его определение, которое дано в законе "О железнодорожном транспорте" плюс маневровые локомотивы и подвижной состав для содержания и ремонта инфраструктуры.

- Что дает такой договор государству и РЖД?

- Он позволяет обеспечить понятный и долгосрочный баланс интересов государства, владельца инфраструктуры и грузоотправителей. Это обеспечит условия для экономического роста и повышения уровня конкурентоспособности страны. Потребители получат от РЖД доступные и качественные услуги при гарантированном уровне безопасности транспортной системы, а компания – финансово-технологическую устойчивость, предсказуемость, расширение бизнеса и модернизацию своих производственных фондов.

Сегодня в законодательстве образовался некоторый разрыв между стратегическими документами, такими как "Концепция долгосрочного развития России до 2020 года", "Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года", и краткосрочными планами. Это, прежде всего федеральный бюджет, финансовый план и инвестпрограмма РЖД.

Сетевой контракт, который будет являться среднесрочным, призван заполнить этот разрыв. Мы изучили практику в других странах. В Германии и Франции подобные договоры заключаются на срок до 5-6 лет и предполагают четко закрепленную ответственность государства за финансирование, а владельца инфраструктуры - за выполнение контрольных показателей.

- Согласится ли Минфин на то, чтобы ему вменили в обязанность финансировать железнодорожную инфраструктуру и еще нести ответственность за это?

- Сам по себе контракт не создает новых обязательств государства перед владельцем инфраструктуры, это лишь формализация уже существующих обязательств. Причем уже приняты документы, которые позволяют формировать обязательства государства. Это, например, методика ФСТ, которая определяет, каким должен быть экономически обоснованный уровень тарифа, чтобы покрывать расходы на содержание инфраструктуры. Кроме того, для государства в этом сетевом контракте есть и плюсы. Теперь правительство будет не просто выделять средства, а еще и требовать от РЖД выполнения утвержденных показателей и оптимизации издержек на содержание инфраструктуры.

- Каким образом предполагается переходить на новый вид взаимоотношений?

- Мы предлагаем постепенный трехэтапный переход. На первом, так называемом пилотном, периоде в течение года-двух выбираются участки и на них отрабатывается нормативнометодическая база, проводятся тестовые расчеты основных параметров, нарабатываются организационные механизмы. На втором - обеспечивается уже полномасштабное внедрение сетевого контракта, совершенствуются механизмы взаимосвязанности стратегического и текущего планирования по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса ОАО "РЖД". И, наконец, третий этап - это уже полный переход к новой регуляторной модели.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.11Баланс интересов