31-10-13 / 2013
Новости отрасли
Замораживание тарифов требует принятия решений, сглаживающих негативный эффект от этой меры

Борис Лапидус, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ», старший советник президента ОАО «РЖД», д.э.н.

В качестве одной из антикризисных макроэкономических мер принято решение не проводить в 2014 году индексацию тарифов так называемых инфраструктурных монополий, в том числе ОАО «РЖД». Это мотивируется необходимостью снижения издержек в экономике страны и стимулирования экономического роста.

По нашему мнению, в отношении ОАО «РЖД» такая мера в условиях превышения спроса на перевозки над пропускными способностями ряда направлений не является экономически обоснованной. В настоящее время порядка 13 тыс. км железнодорожных линий эксплуатируются с крайне высоким заполнением пропускных способностей – свыше 85%, что, согласно Правилам применения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных ФСТ России, является основанием для увеличения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта. (Из них порядка 3 тыс. км линий имеют запредельный уровень заполнения пропускной способности – свыше 100%.)

Всего же с экономически неоптимальным заполнением пропускной способности (свыше 70%, что вызывает замедление движения и рост себестоимости) эксплуатируются свыше 30 тыс. км железнодорожных линий. При этом дефицит пропускных способностей существует на направлениях перевозок, наиболее востребованных товаровладельцами.

Замораживание инфраструктурных тарифов приведёт к усугублению дефицита: с одной стороны, спрос ещё более превысит имеющееся предложение, а с другой – предложение будет сокращаться под влиянием нехватки у ОАО «РЖД» финансовых ресурсов не только на реконструкцию инфраструктуры для «расшивки» существующих «узких мест», но и на проведение капитальных ремонтов с необходимой периодичностью.

Даже в тех географических и продуктовых сегментах, где некоторое оживление перевозок под влиянием замораживания тарифов станет возможным, ценовой эффект для товаровладельцев и экономики страны будет существенно снижен за счёт роста цен на услуги операторов грузовых вагонов, который неминуем в случае роста спроса.

Таким образом, решение о замораживании железнодорожных тарифов будет иметь негативные последствия как для экономики ОАО «РЖД», так как ограничит финансовые ресурсы компании (уже работающей на грани безубыточности) ниже экономически необходимого уровня, так и для экономики страны, так как усугубит дефицит пропускных способностей и затормозит тем самым восстановление роста промышленного производства.

Для того чтобы не допустить таких негативных последствий, требуется, во-первых, дифференцированный подход к тарифам. При непроведении индексации их среднего уровня в 2014 году тарифы должны быть изменены в рамках установленных ценовых пределов на направлениях с предельно высокими уровнями заполнения пропускных способностей. Это абсолютно обоснованно с точки зрения экономической теории и позволит как сформировать у ОАО «РЖД» дополнительные финансовые ресурсы для оздоровления и модернизации инфраструктуры высокозагруженных направлений, так и стимулировать выравнивание загрузки различных направлений и участков сети.

Во-вторых, нужен дифференцированный подход к управлению издержками. Их механическое сокращение по всем элементам привело бы к крайне негативным последствиям – снижению устойчивости работы железнодорожного транспорта и его доступности для клиентов.

С точки зрения задач, решаемых регулирующими органами по сокращению уровня затрат в экономике и стимулированию инвестиций, целесообразно чётко разделить в финансовом плане ОАО «РЖД» восстановительные и невосстановительные издержки.

Восстановительные издержки (сумма инвестиций и затрат на капитальный ремонт) требуется сохранить в максимально возможной степени для обеспечения устойчивости работы отрасли. Они должны определяться исходя из необходимости роста физических объёмов ремонтно-инвестиционных программ и ограниченных (замороженных) цен на соответствующие ресурсы и услуги, на основе соглашений ОАО «РЖД» с крупнейшими поставщиками, заключённых при содействии государства. В условиях кризиса поставщики должны быть заинтересованы в гарантиях сбыта даже по ограниченным ценам.

Невосстановительные издержки ОАО «РЖД» могут быть заморожены при условии замораживания цен не только на электроэнергию, но и на другие важнейшие ресурсы, потребляемые компанией (прокат чёрных металлов, шпалопродукция, дизельное топливо и т.п.), на основе заключаемых при содействии государства договоров с поставщиками при гарантированных объёмах закупок. (Возможным дополнительным инструментом снижения ценового давления на издержки ОАО «РЖД» является поставка для перевозочных нужд дизельного топлива без включения в его цену НДС.)

При этом ценовое давление на издержки ОАО «РЖД» всё равно не удастся полностью нивелировать в силу роста потребительских цен, который необходимо учитывать при индексации заработной платы.

От регулярной индексации заработной платы отказываться нельзя не только вследствие социальных обязательств компании, но и потому, что это привело бы к росту текучести кадров и долгосрочному снижению конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя на рынке труда.

В управлении издержками компании, помимо традиционных мер по ограничению расходов на оплату труда, целесообразно сделать упор на увязку уровня издержек с категорированием линий, чтобы сохранить необходимый уровень содержания основных грузонапряжённых ходов и минимизировать издержки прежде всего на направлениях с невысокой интенсивностью перевозок.

Для решения указанной задачи дирекции ОАО «РЖД» должны определить приоритеты с точки зрения устойчивой работы всей сети и совместно с РЦКУ скрупулёзно изыскивать резервы на участках и станциях местного значения. При этом целесообразно применить эталонное нормирование эксплуатационных расходов по категориям линий.

В условиях ограничения (замораживания) расходов ОАО «РЖД» в ещё большей степени возрастёт важность и обоснованность субсидий и дотаций со стороны государства и регионов, в том числе полной компенсации убыточности пассажирских перевозок. Соответствующие меры должны рассматриваться как компенсационные в пакете с решениями по замораживанию тарифов и ограничению издержек компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.10.13Ледниковый период