23-09-13 / 2013
Новости отрасли
Замораживание тарифов принесет российской экономике убытки, а не выгоду

Юрий Саакян, генеральный директор АНО "Институт проблем естественных монополий"

Российское правительство в следующем году решило заморозить тарифы естественных монополий ("Газпрома", "Россетей", РЖД и др.). Согласно планам Минэкономразвития, в следующем году тарифы повышаться не будут, а в 2015 - 2016-м их проиндексируют на величину инфляции 2014 года. Предполагается, что заморозка тарифов будет стимулировать промышленное производство, потребительский спрос, сдержит темпы роста инфляции, что в целом подстегнет рост ВВП. Но, на мой взгляд, идея замораживания тарифов неправильна с многих точек зрения. И это можно показать на примере тех же РЖД.

Допустим, у РЖД есть текущие расходы, расходы на содержание и ремонт, есть инвестиционная программа.

Текущие расходы складываются из заработной платы, приобретения электроэнергии, разных материалов, в том числе на содержание путей. С ростом потребительской инфляции коррелирует лишь около 40% расходов РЖД - фонд оплаты труда и отчисления. На остальные затраты оказывают влияние все отрасли промышленности, динамика цен в которых намного выше. Понятно, что если цены на эти материалы будут меняться, а тариф не проиндексируют, то, соответственно, можно будет выполнить меньшее количество работ. Иными словами, это означает, что нормативное состояние путей начнет ухудшаться. А это, в свою очередь, приведет к тому, что, задача, которая в свое время была поставлена перед РЖД - не допустить дальнейшего увеличения износа, - решена не будет.

Кроме того, зарплату работникам компании проиндексировать тоже будет нельзя.

Дело в том, что уровень зарплат в РЖД не так уж высок.

Надо учитывать, что компания функционирует на всей территории России и есть регионы, где ощущается острый недостаток рабочей силы. Понятно, что наиболее квалифицированные люди, те, кого называют настоящими профессионалами, могут перейти в другие компании. Это то, что касается текущей деятельности РЖД.

Теперь что касается инвестиционной программы. Она складывается из двух источников - амортизации и, собственно говоря, прибыли. Насколько я понимаю, если тариф не будет проиндексирован, то прибыли не будет. Соответственно, инвестпрограмма сожмется, и РЖД смогут реализовать меньшее количество проектов. Что это означает на практике? В первую очередь не запустятся проекты, связанные с развитием инфраструктуры.

Но надо быть прозорливыми и учитывать, что в случае, когда экономика начнет расти, мы опять рискуем столкнуться с тем же невывозом грузов. И это будет происходить по вполне объективной причине.

Я остановился на основных последствиях заморозки тарифов для самих РЖД. Но есть последствия для всей российской экономики. И вот они-то, насколько я понимаю, гораздо серьезнее. Нелишне будет напомнить, что экономика циклична. А это значит, что рано или поздно начнется подъем, и инфраструктура, которая, как считается во всем мире, должна развиваться опережающими темпами, станет буксовать.

И, когда будет предъявлен запрос на перевозки, выяснится, что инфраструктура к ним совершенно не готова. Это во-первых, если говорить о влиянии заморозки тарифов на российскую экономику.

Во-вторых, реализация инвестпрограмм таких крупных, особенно инфраструктурных, компаний - достаточно большой заказ для промышленности. Соответственно, если заказ такой компании, как РЖД, уменьшается, это, естественно, повлияет на смежные отрасли, на тех же самых металлургов, машиностроителей, электротехников и так далее - поставщиками РЖД являются 19 отраслей.

Не раз уже приходилось слышать, что в случае замораживания тарифов такая компания, как РЖД, может изыскать и внутренние ресурсы. Но что такое внутренние ресурсы? Давайте определимся сразу. Снижать издержки, конечно, можно, и какой-то ресурс у РЖД, естественно, есть. Но их нельзя снижать бесконечно. В 2013 году РЖД и так продекларировали сокращение расходов на 82 млрд рублей, а это порядка 7% совокупных затрат компании. То есть в конце концов наступает момент, когда надо будет резать по живому и от чего-то отказываться. В лучшем случае - это урезание инвестпрограмм. В худшем - увольнение части персонала. Но надо понимать, что квалифицированные кадры у нас в дефиците. И если они уйдут, а завтра в них возникнет потребность, то найти их будет крайне сложно. Когда сегодня говорят о снижении издержек, почему-то всегда упускают из виду, что это имеет какую-то цену. А цена бывает порой слишком высока.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Профиль23.09.13Плохая идея