05-07-19 / 2019
Новости отрасли
Замкнутый многоугольник

Чем грозит российским производителям избыток угля на европейском рынке

Цены на уголь в Европе упали почти в два раза, опустившись до самых низких значений с 2016 года. Это стало существенным ударом как для участников рынка, которые в последние годы активно увеличили экспорт, так и для ОАО РЖД: уголь - самый массовый груз и основной источник роста перевозок. В результате угольные компании пытаются вывезти товар в Азию, где цены остаются относительно стабильными, что обостряет вопрос ускоренного развития инфраструктуры в восточном направлении. В перспективе угольщики ожидают, что спрос в Азии компенсирует падение потребления в Европе, но пережить период низких цен могут не все игроки.

Европа уходит в солнце и газ

Последние три года цены на уголь в Европе и в Азии росли, что позволяло российским производителям ускоренно увеличивать экспорт. С 2015 по 2018 год цена в Азию (FOB Восточный) выросла с $66 до $105 за тонну, в Европу (FOB Рига) - с $56 до $86. За тот же период экспорт угля из РФ увеличился почти на 35%, до 209,8 млн тонн. Рост цен и объемов поставок угля на экспорт стали драйвером роста погрузки и грузооборота на железной дороге. В 2017 году погрузка угля, прежде всего на экспорт, выросла на 9,1%, в 2018 году - на 4,6%, в отдельные месяцы показывая рекордные значения за всю историю ОАО РЖД.

Но уже в конце 2018 года цены в Европе стали резко падать, в июне опустившись ниже значения 2015 года, до $49,3 за тонну, дешевле уголь стоил несколько месяцев в 2016 году, а до этого - в 2003 году. Представитель крупной угледобывающей компании отмечает, что падение цены было ожидаемым и даже, возможно, запоздавшим. "Циклический спад является обычной, нормальной частью работы ресурсного сектора",- говорит он. Это правда, добавляет другой источник "Ъ" в отрасли, но не так глубоко, "текущий уровень цен вызывает удивление".

Основными причинами падения стали низкие цены на газ, стимулирующие перевод на него электростанций, теплая зима, растущая плата за выбросы CO2 в Европе и замещение угольной генерации возобновляемой. Падение цен мало затронуло коксующиеся угли, которые используют металлурги: по данным УГМК, средняя цена с поставкой из Австралии в первом квартале упала на 5,4%, до $181 за тонну.

На рынке уверены, что сегодня поставлять энергетический уголь в Европу невыгодно никому. "Если цены будут сохраняться на низком уровне, объем поставок продолжит сокращаться",- говорит один из собеседников "Ъ". Положение российских угольщиков дополнительно осложнило закрытие рынка Украины. По данным департамента угольной промышленности Кемеровской области, в 2018 году Кузбасс экспортировал на Украину 8,27 млн тонн энергетических и коксующихся углей, за четыре месяца 2019 года - 2,06 млн тонн. А в апреле власти РФ ужесточили ограничения поставок, разрешив отгрузки угля только с санкции Минэкономики. По словам директора "Промугольсервиса" Елены Дробиной, по состоянию на 13 июня у компаний не было четкой информации о принципах получения разрешений и возможных объемах поставок.

В целом традиционные поставщики энергоугля в Европу - Россия, Колумбия, США и ЮАР - стараются перенаправить объемы в Азию.

"Направление для выживания"

Российские угольщики называют "направлением для выживания" АТР: спрос в большинстве стран региона остается высоким. Согласно годовому отчету СУЭК, в 2018 году общий спрос в АТР увеличился на 8%, до 803 млн тонн. В Китае, несмотря на политику ограничения импорта, по энергоуглю он за январь-май не снизился, а коксующегося угля - вырос почти на 30%. В Индии планы по добыче в стране не выполняются, электростанции вынуждены увеличивать закупки на внешних рынках, рассказывают источники "Ъ" на рынке. В 2018 году основной рост спроса на российский уголь в АТР был в Японии, Южной Корее и на Тайване (на 17%, до 43 млн тонн, что составляет около 43% экспорта российского угля на восток).

В то же время, по словам собеседников "Ъ" в отрасли, в целом на рынке АТР установился "относительно низкий уровень цен", который обусловлен низким спросом в межсезонье, высокими запасами топлива на складах, ростом атомной генерации в некоторых странах, а также низкими ценами на СПГ. "Очевидно, что восстановления цен в ближайшие месяцы ожидать не стоит, но к четвертому кварталу они вырастут,- ожидает один из источников "Ъ".- Кроме того, фундаментальные основы спроса на уголь в АТР сохраняются. Мы рассчитываем на среднегодовые темпы роста на уровне 1% до 2028 года".

Угольное невезение

Уголь - основной груз железных дорог, на него приходится 29% в погрузке и 44% в грузообороте ОАО РЖД (при доле в доходах около 20%). Именно рост погрузки угля вывел ставку оперирования на уровень свыше 2 тыс. руб. за полувагон в сутки, вернув доходы операторов к пиковым значениям. Однако намерение угольщиков грузить как можно больше на восток, где конъюнктура лучше всего, и разогреваемый ими спрос на новые вагоны вызвали системный затор на сети. Количество полувагонов приблизилось к максимальным докризисным значениям (525,5 тыс. на начало года), лимит пропускной способности на рентабельных направлениях был достигнут, и оборот вагона снизился. ОАО РЖД еще в прошлом году предупредило угольщиков, что пропустит на основные группы экспортных портов в новом году лишь на 1,2–1,9% больше угля, чем в 2018 году.

При этом буквально накануне спада на мировых рынках угля ФАС продлила действие экспортной надбавки к тарифу в размере 8%, которая должна быть отменена с 2019 года. Причем, если раньше для угольщиков действовал понижающий коэффициент, обнулявший надбавку, теперь его отменили. Одновременно появилась надбавка в размере 6% к тарифу на порожний пробег (одна из важных составляющих перевозки угля на экспорт в удаленные порты). По расчетам кандидата экономических наук Фарида Хусаинова, стоимость перевозки угля, например, на маршруте Ерунаково-Находка-Восточная в результате всех индексаций выросла в январе к декабрю на 11,85% в груженом рейсе и на 9,77% при возврате порожнего вагона.

В результате, если в октябре 2018 года прирост погрузки угля составлял 9,9% к тому же месяцу 2017 года, в ноябре темпы роста замедлились до 1,6%. В первом квартале года прирост колебался в пределах 1,3–1,6%, а в апреле проявилось падение - на 1,3%, до 30,9 млн тонн. В мае удалось выйти в ноль, но в июне погрузка резко просела - на 7%. За первое полугодие падение составило 0,4%.

Угольщики Кузбасса, дающие 70% железнодорожного угольного экспорта РФ, начали просить скидки. В июне губернатор Кузбасса Сергей Цивилев назвал условия: в обмен на скидку в размере 12,8% на западном направлении экспортеры готовы гарантировать поставки в Европу по железной дороге 51,4 млн тонн с возможностью увеличения еще на 10%.

ОАО РЖД выполняет все ранее взятые на себя обязательства по обеспечению перевозок каменного угля, говорят в монополии, напоминая, что, согласно долгосрочной программе развития до 2025 года, погрузка угля в 2019 году должна вырасти на 3,5%, до 388,1 млн тонн. Рост экспорта ожидался на уровне 1,5%. Параметры были доведены до сведения ключевых угольных компаний в конце прошлого года. Текущие низкие темпы роста обусловлены планами ОАО РЖД по масштабным ремонтным работам на 6,3 тыс. км путей, утверждают в монополии. Но там по-прежнему рассчитывают на выполнение планов, ожидая восстановления спроса на уголь внутри страны в связи с подготовкой к отопительному сезону, а также на западном направлении "в связи с приближением зимы".

В то же время в ОАО РЖД указывают на "дисбаланс в географии перевозок угля". "Протяженность участков, где загрузка пропускной способности выше допустимых параметров, на Восточном полигоне превышает 3 тыс. км - 18% от эксплуатационной длины железных дорог полигона",- говорят в ОАО РЖД, добавляя, что "определенный дефицит" пропускных способностей сохранится и после завершения в 2020 году первого этапа модернизации БАМа и Транссиба. "В то же время резервы увеличения погрузки есть в направлении морских портов и погранпереходов Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог, сухопутных железнодорожных маршрутов в Китай через Казахстан или Монголию, иностранных морских портов Черного моря, а также сухопутных железнодорожных маршрутов, в том числе через Республику Беларусь в третьи страны",- подчеркивают в ОАО РЖД.

Возможность скидок на недозагруженных направлениях монополия "прорабатывает", но лишь в пределах величины экспортной надбавки. В четверг, 4 июля, ОАО РЖД ввело такую скидку на перевозку угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Одновременно в ОАО РЖД настаивают, что ставки должны "снижаться по всей цепочке перевозок - на предоставление вагонов, на перевалку в порту, фрахт". На стивидорах спад конъюнктуры угля пока не сказался. Как отмечает Надежда Малышева из PortNews, крупные терминалы не снизили объемов перевалки угля по итогам января-мая. Наоборот, по 33 основным угольным терминалам она выросла - в основном за счет роста показателей крупных портов Дальнего Востока.

Развитие и вымирание

По мнению собеседников "Ъ" на рынке, в ближайшие несколько лет сокращение импорта угля в Европу будет полностью нивелировано ростом закупок со стороны Индии, Вьетнама, Пакистана, Малайзии и других азиатских стран, где относительно недавно были введены большие мощности по угольной генерации. При этом существенного роста добычи в отрасли не ждут - негативные тенденции привели к сокращению инвестиций, и число новых угольных проектов в мире невелико. Более того, текущий кризис может с некоторой задержкой привести к снижению добычи. Ни один из опрошенных "Ъ" игроков российского рынка не признал риски для своего бизнеса, но каждый ждет банкротства и ухода с рынка кого-то из конкурентов. "Сегодня отгрузки во многом идут по инерции, компании выполняют старые контракты,- уверен один из собеседников "Ъ".- Уже вскоре мы увидим сокращение добычи теми, у кого издержки выше средних по рынку".

По мнению Максима Худалова из АКРА, в нынешних условиях под угрозой компании с подземной добычей, производящие дешевые марки угля Г, ГЖ, Д, не имеющие российского сбыта. Выходом для них является экспорт в азиатском направлении либо работа с крупными трейдерами. Это даст им минимальную маржу, которой может быть недостаточно для покрытия долговых обязательств, но позволит им оставаться операционно неубыточными. Кроме того, низкие цены повлияют и на компании из США, ЮАР и Колумбии. "Так что скоро мы увидим сокращение поставок из этих стран, что может позволить ценам несколько отыграть потерянные позиции",- считает аналитик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ05.07.2019