14-01-15 / 2015
Новости отрасли
Замена фонда

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении четырех крупных инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в список, финансируемый из Фонда национального благосостояния.

Инфраструктурные облигации ОАО «РЖД» купят на средства ФНБ. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» предусматривала ежегодный выпуск инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб. В 2013–2014 годах эти бумаги выкупал Внешэкономбанк, однако в 2015 году из-за того, что накопительная часть пенсии туда не поступила, у ВЭБа не оказалось средств для этой операции. Однако, как сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, компания оперативно подготовила документы, внесла паспорта проектов в правительство и получила положительное заключение на возможность получения средств из ФНБ по ставке «инфляция плюс 1%».

Речь идет о четырех инвестиционных проектах. Среди них «Развитие железнодорожной инфраструктуры восточной части БАМа» (на него предполагается выделить 7,5 млрд руб.), «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (10,3 млрд руб.), «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада» (22 млрд руб.) и «Приобретение тягового подвижного состава» (60,2 млрд руб.). Все проекты финансово окупаемые, что и делает возможным использование в них средств ФНБ.

РЖД уже разрешили использовать средства ФНБ для финансирования модернизации Восточного полигона, однако там из-за большой экономической и социальной значимости ставка составляет 2,98%, причем предполагается и отсрочка выплат на срок до 5 лет. Это уникальный случай. В нынешнем варианте по инфраструктурным облигациям средства будут использоваться на таких же условиях, как и для других компаний. Отсрочек не предусмотрено.

Как говорится в распоряжении правительства, Минтранс в двухмесячный срок должен направить комплексное обоснование этих инвестиционных проектов в Минэкономразвития, а МЭР совместно с Минфином в месячный срок провести оценку комплексного обоснования. Затем правительственная комиссия по транспорту должна утвердить детальный план мероприятий.

По сути, сейчас внешние мировые финансовые рынки для компании закрыты, а высокая ставка рефинансирования делает практически невозможным заимствование внутри страны.

«Сейчас компания должна как можно скорее подготовить все необходимые документы для того, чтобы получить эти средства и успешно реализовать инвестиционную программу», – говорит Вадим Михайлов.

Как пояснили «Гудку» в РЖД, возможность быстро пройти технологический и финансовый аудит есть, поскольку это не такие крупные проекты, как, например, модернизация Восточного полигона, а проект расширения провозных мощностей к портам Юга аудит уже прошел.

Для РЖД это важнейшие проекты, которые увязаны с инвестициями из собственных средств компании. К примеру, по первому проекту модернизации Восточного полигона, который предполагает развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры направления Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань для создания провозной способности к 2018 году до 32,6 млн тонн грузов в год (в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла), в прошлом году уже вложено 5,7 млрд руб. Проект «Приобретение нового подвижного состава» предполагает закупку в этом году 467 новых локомотивов, что создает значительный мультипликативный эффект в машиностроении.

Расширение пропускных способностей к портам Северо-Запада предполагает увеличение провозной возможности в этом направлении на 83,4 млн тонн к 2025 году, а к азово-черноморским портам – свыше 70 млн тонн до 2020 года и дает возможность построить мостовой переход в Крым. Всего инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 год оценивается в 414 млрд руб., и практически по всем проектам снижение финансирования приводит к задержке реализации проектов и омертвлению уже вложенных средств.

В 2015 году усложняется использование государственных средств из Фонда национального благосостояния, полученных за облигации, и тех, которые напрямую вносятся в уставный капитал. Статья 5 закона «О федеральном бюджете» вводит существенные ограничения. Все средства перечисляются со специального отдельного счета в Казначействе, и по ним необходимо отчитываться в ежемесячном и ежеквартальном режиме. По использованию средств ФНБ в компании также вводится отдельный счет, обособленный бухгалтерский учет и учет денежных потоков. Как пояснила руководитель департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Ольга Гнедкова, во все филиалы и подразделения РЖД, которые будут работать с государственными средствами, уже направлены соответствующие инструкции. Такой режим работы учитывается еще на стадии планирования.

Фактически это означает строго целевое использование финансовых ресурсов и полную невозможность «закрытия» ими даже краткосрочных финансовых разрывов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.01.2015