06-04-19 / 2019
Новости отрасли
Замахнулись с запасом

В Казахстане индексация тарифов на тягу не прошла экспертизу.

Акционерное общество "КТЖ – Грузовые перевозки" (КТЖ-ГП, "дочка" АО "НК "Казахстан темир жолы") не смогло экономически обосновать повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 7,7% с 1 апреля 2019 года. Регулятор не принял во внимание доводы компании о росте цен на дизельное топливо и увеличении заработной платы и не утвердил заявку национального перевозчика.

Уведомление о повышении цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом КТЖ-ГП направило в комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана в феврале текущего года.

Как пояснила финансовый контролер – директор департамента казначейства КТЖ, член совета директоров КТЖ-ГП Шолпан Омарбекова на публичных слушаниях, которые прошли в комитете 15 марта, компания планирует повысить тарифы на грузовые перевозки на 7,7% и в этом случае вплоть до 2020 года не будет необходимости увеличивать стоимость тяги. В противном случае КТЖ-ГП даже с учетом транзита закончит 2019 год с серьезным убытком.

По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам КТЖ-ГП Аскара Максутова, убытки складываются из-за дифференциации тарифов по родам грузов. В частности, доля перевозок низкодоходных грузов в общем грузообороте с 2010 по 2018 год увеличилась с 78 до 88%, а высокодоходных, наоборот, сократилась с 22 до 12%. Кроме того, износ активов компании составляет сейчас 66% при нормативе 55%.

Еще одна статья расходов КТЖ-ГП, которую необходимо компенсировать, – это покупка дизельного топлива. В частности, разница между утвержденной в тарифе цене на дизель и фактической в 2017 году составила 8,5 тыс. тенге ($22.39) за тонну, или 6%, а в 2019 году – 65 тыс. тенге ($171,21), или 38%.

По расчетам компании, нивелировать убытки можно, если повысить тариф на перевозку угля на 7,9%, нефти – на 8,4%, сжиженного газа – на 7,5%, зерна – на 7,7% в расчете на 1 тыс. км.

"Полученные от планируемого повышения тарифов средства также пойдут на инвестиционные проекты и расширение производственных мощностей компании. Полагаем, что изменение уровня тарифов на перевозку грузов незначительно повлияет на изменение транспортной составляющей в цене грузов, в среднем она не превысит 0,3%", – уточнил Аскар Максутов.

Однако все эти доводы регулятор во внимание не принял. Как пояснила "Гудку" пресс-секретарь антимонопольного комитета Айгерим Мукашева, представленные КТЖ-ГП экономические обоснования не прошли экспертизу и не соответствуют правилам ценообразования на общественно значимых рынках, поэтому в повышении тарифа на тягу с 1 апреля национальному перевозчику отказано. Но у компании остается возможность повторить попытку и подать новое уведомление в комитет, причем неоднократно, пока она не увенчается успехом.

С позицией комитета также согласны и представители бизнеса. Как считает исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, заявка КТЖ-ГП действительно недостаточно обоснована, так как сейчас в Казахстане курс на снижение тарифов. А в данном случае речь идет о повышении, которое вызовет рост стоимости электроэнергии, угля, жилищно-коммунальных услуг и различной продукции, перевозимой железнодорожным транспортом по территории страны. Другой важный момент – компания пока не подвела итоги прошлого года, и, какими будут финансово-экономические результаты, также не ясно. При этом Нацбанк Казахстана установил коридор инфляции до 2021 года в размере 4–6%, и повышение грузовых тарифов в нем не учтено.

Напомним, последний раз КТЖ-ГП увеличивало тарифы на перевозку грузов внутри страны и за ее пределы на 4,9% в апреле прошлого года. Тогда же выросла цена на 10,4% на локомотивную тягу. На тот момент регулятор все же принял во внимание аргументы перевозчика о необходимости обновлять локомотивный парк, а также компенсировать повышение заработной платы производственного персонала (на 10% с 1 января 2018 года) и рост стоимости топливно-энергетических ресурсов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.04.2019