24-06-17 / 2017
Новости отрасли
Закупки с ограничением

Для борьбы с дефицитом парка потребовались новые гарантии кредиторам.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил ПАО "Укрзализныця" (УЗ) кредит в сумме, эквивалентной $150 млн (3,9 млрд гривен), на закупку подвижного состава.

Как сообщили в ЕБРР, средства пойдут на реализацию проекта по приобретению универсальных грузовых вагонов. Планируется, что тендер на покупку 5,89 тыс. полувагонов будет объявлен в третьем квартале 2017 года и, согласно политике банка, закупки будут открыты для компаний из любой страны, но с оговоркой. "Выручка от займа ЕБРР не будет использоваться для целей любого платежа физическим или юридическим лицам или для любого импорта товаров, если такой платеж или импорт запрещены решением Совета безопасности ООН", – уточнили в финансовой организации.

Другие условия кредитования и сроки банк расценивает как коммерческую информацию.

По словам председателя правления УЗ Войцеха Балчуна, важно, что кредит предоставлен в национальной валюте, однако для этого пришлось долго договариваться.

"Нам необходимо было пройти долгосрочный процесс, потому что эта кредитная линия была открыта в 2009 году. С тех пор изменилась ситуация и на Украине, и в ЕБРР, поэтому тот проект был закрыт и открыта новая инвестиционная программа. При закупках вагонов мы будем руководствоваться их соответствием стандартам, а также стоимостью", – уточнил он.

По данным Департамента вагонного хозяйства УЗ, сейчас рабочий парк грузовых вагонов составляет около 70 тыс. единиц, в собственности других компаний находится 45 тыс. вагонов. В целом пятилетний план обновления грузового парка предусматривает приобретение в 2017 году порядка 9 тыс. вагонов, в том числе собственного производства, в 2018-м – 6,2 тыс., в 2019-м – 8,3 тыс., в 2020-м – 6,7 тыс. и в 2021-м – 4,8 тыс.

В текущем году, чтобы выполнить норму, предстоит построить 3 тыс. единиц на собственных мощностях. Однако, по словам первого заместителя начальника департамента Михаила Мурашко, есть серьезные проблемы с материально-техническим обеспечением вагоностроительных заводов, что может помешать планам. В частности, за четыре месяца 2017 года было построено 252 полувагона и два окатышевоза. Поэтому покупка 6 тыс. вагонов на деньги ЕБРР хотя бы отчасти позволит решить текущие задачи.

"ЕБРР никогда не разглашает условия кредитования, и получатель средств, в данном случае УЗ, также заинтересован в конфиденциальности. Кредитование в национальной валюте удобнее для всех, так как компания не является крупным экспортером и долларовой выручки не имеет, поэтому нет смысла давать им финансирование в валюте. И УЗ проще получить деньги в гривнах. Скорее всего, речь идет о реализации давних договоренностей. ЕБРР тщательно прорабатывает контракты, и от инициации кредита до его предоставления может уйти от девяти месяцев до нескольких лет. В настоящий момент для выделения финансовой помощи существуют значительные риски", – говорит руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

В частности, не решен вопрос по кандидатуре на пост председателя правления УЗ, постоянно переносится повышение тарифов на перевозки, и нет ясности с погашением кредита, так как УЗ недостаточно хорошо зарабатывает при текущих ставках, чтобы уверенно обслуживать новые займы. В то же время, по оценке Александра Паращия, деньги будут кстати, так как на Украине за последние годы уверенно растет экспорт зерновых. И Министерство инфраструктуры поручило УЗ обеспечить в 2016–2017 маркетинговом году бесперебойные перевозки зерновых грузов на экспорт в объеме 40 млн тонн, а также угля и руды. Поэтому приоритет в обновлении подвижного состава УЗ отдает универсальным грузовым вагонам.

Впрочем, в ЕБРР явно умеют управлять рисками даже в условиях нестабильной экономики страны. Напомним, в 2011 году банк выдал кредит на $90 млн украинскому железнодорожному оператору "Интерлизинвест" на покупку 2400 грузовых вагонов. Но в 2013 году компания перестала выполнять обязательства по кредитному договору, договорилась с ЕБРР о реструктуризации долга, а в 2014-м снова ушла в дефолт. Финансовая организация обратилась в суд и по его решению в декабре 2016 году получила в собственность подвижной состав "Интерлизинвеста" и стала крупным владельцем вагонного парка на Украине.

Закупка вагонов в большом количестве не даст УЗ желаемого эффекта из-за падения операционных показателей, отмечают эксперты. По данным Центра транспортных стратегий (ЦТС), в последние годы оборачиваемость вагонов в УЗ существенно снизилась. По сравнению с 2013 годом в 2016-м оборачиваемость полувагонов ухудшилась на 38%, а в марте этого года – на 56%. "Очевидно, что это существенно влияет на объем перевозки, но с улучшением операционных показателей дефицит вагонов снизится без существенных капитальных инвестиций. К тому же решить проблему вагонного парка можно за счет частных операторов, у которых он растет, несмотря на снижение грузовой базы. За последние пять лет частники нарастили вагонный парк на 1 тыс. вагонов, в то время как УЗ за это время потеряла 20 тыс. единиц. Компания стремится инвестировать в вагоны и конкурировать с частниками, но куда эффективнее были бы инвестиции в локомотивы и инфраструктуру", – уверен консультант "ЦТС-Консалтинг" Андрей Исаев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.06.2017