24-04-19 / 2019
Новости отрасли
Закрытия в индивидуальном порядке

Программа по повышению эффективности эксплуатации малоинтенсивных линий, разработанная в Институте экономики и развития транспорта ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД", приносит свои плоды – суммарный эффект от реализации мероприятий программы в 2017–2018 годах составил 2 млрд руб.

В РЖД посчитали экономический эффект от оптимизации малодеятельных веток. Напомним, авторы программы утвердили индивидуальный "паспорт" по каждой из 241 малодеятельной линии общей протяженностью 14,759 тыс. км, который учитывает все особенности отдельного участка, а также конкретные мероприятия по повышению эффективности его использования. Планы мероприятий делятся на четыре блока.

Первый предусматривает пересмотр технических нормативов на содержание, ремонт и техническое перевооружение линий. Второй включает в себя консервацию объектов недвижимого имущества, демонтаж и списание основных средств, а также вовлечение линии и входящего в ее состав оборудования в гражданско-правовой оборот (подготовка к продаже, аренде и другим операциям). Необходимо отметить, что это вовлечение будет возможно только после утверждения критериев Правительством РФ.

Третий блок мероприятий предполагает передачу обслуживания инфраструктуры сторонним организациям на аутсорсинг. И наконец, четвертый блок предусматривает закрытие линий.

"Отслеживать результаты действия программы помогают два целевых индикатора, заданных для каждой дороги и каждой линии в отдельности, – отсутствие операционного убытка от эксплуатации линии и сокращение расходов на их содержание. Сам план мероприятий составлен таким образом, чтобы они легко сопрягались с этими индикаторами и каждые полгода можно было бы проводить мониторинг ситуации – что выполнено, что улучшилось и все ли идет по плану", – сообщил "Гудку" заместитель генерального директора ИЭРТ Сергей Шарапов.

Как ранее говорил "Гудку" первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Анатолий Краснощек, работа по повышению эффективности таких линий продолжается и в 2019 году.

"Необходимо провести ревизию всех подъездных путей общего и необщего пользования, находящихся на балансе компании", – отметил он.

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, универсального рецепта для всех малоинтенсивных линий быть не может, но индивидуальный план по каждому участку делает программу весьма эффективной. В свою очередь, заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" ОАО "РЖД" Александр Пермяков подчеркнул, что программа направлена на то, чтобы повысить эффективность каждой малодеятельной линии в отдельности, а также сделать эти линии привлекательными для бизнеса.

Важная роль работе с малодеятельными линиями отводится в Долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО "РЖД" до 2025 года. Заместитель начальника по экономике и финансам Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) РЖД Алексей Набоко отметил, что одной из важнейших задач, указанных в дорожной карте реализации ДПР, является повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях. Как говорится в программе, "ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях".

По объективным причинам от каких-то линий в конечном итоге придется отказаться и закрыть их. Ранее юридическая ликвидация таких отрезков могла занимать месяцы. По словам главного инженера ЦДИ РЖД Геннадия Насонова, в некоторых случаях пути на неиспользуемых линиях уже полностью демонтировались для того, чтобы их не разворовали на металлолом, при этом Минтранс выносил постановления, обязывающие восстановить инфраструктуру на этих участках, в итоге эти решения становились предметом долгих споров. Однако в последние годы РЖД, Минтранс и Федеральная антимонопольная служба провели серьезную доработку нормативно-правовой базы, посвященной линиям, переходящим из разряда малоинтенсивных в разряд неиспользуемых. Как отмечал ранее заместитель руководителя ФАС Александр Редько, процедура закрытия линий направлена на оптимизацию расходов железнодорожной инфраструктуры или повышение эффективности использования земельных участков. При этом, если права отдельных потребителей услуг будут нарушены, территориальные органы ФАС рассмотрят обращения по конкретным фактам.

"В этой связи согласование с центральным аппаратом ФАС вопросов закрытия малоинтенсивных линий в регионах нецелесообразно", – сообщил "Гудку" замглавы антимонопольного ведомства.

В итоге специалисты транспортного ведомства подготовили и внесли поправки в ведомственный приказ Минтранса, позволяющий РЖД самостоятельно принимать решения о закрытии линий. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин назвал это решение оправданным, так как при наличии законных оснований антимонопольные дела возбуждались в отношении решений по закрытию линий, согласованных с ФАС.

"Принимает решение о закрытии линий Росжелдор, он и без всякого антимонопольного органа должен это решение принимать таким образом, чтобы оно было законным и обоснованным, учитывая при этом интересы всех пользователей", – уточнил заместитель начальника Правового департамента РЖД Алексей Васильев.

Но все же в приоритете компании – коммерческая реанимация малодеятельных линий, а не их закрытие.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.04.2019