15-04-20 / 2020
Новости отрасли
Закрытие сделки по продаже Трансконтейнером доли в Кедентранссервисе ожидается во II квартале

Закрытие сделки по продаже ПАО "Трансконтейнер" доли в АО "Кедентранссервис" (КдТС) запланировано на II квартал 2020 года, говорится в проекте годового отчета компании.

"Трансконтейнер" купил контрольный пакет акций КдТС (67%) в 2011 г. - "для обеспечения выхода группы на рынок ж/д терминальных услуг Казахстана". При этом второй владелец компании - "Казахстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана) - имел опцион на выкуп 17% акций "Кедентранссервиса" у российского оператора (для паритетного владения) в случае выполнения сторонами определенных условий. Он был реализован в 2014 г. "Трансконтейнер" получил от продажи доли 665 млн руб.

Осенью 2019 г. "Коммерсантъ" сообщил со ссылкой на свой источник, что премьер Казахстана Аскар Мамин попросил своего тогдашнего российского коллегу Дмитрия Медведева продать принадлежащие "Трансконтейнеру" 50% в КдТС "Казахстан темир жолы". Генеральный директор РЖД Олег Белозеров тогда подтвердил факт переговоров и заявил, что сделка может состояться до проведения торгов по продаже контрольного пакета акций оператора, которыми владеет монополия.

Аукцион на 50% + 2 акции "Трансконтейнера" 27 ноября выиграла группа "Дело", предложив 60,3 млрд руб. Замглавы РЖД Андрей Старков ранее заявлял, что доля контейнерного оператора в "Кедентранссервисе" "с высокой степенью вероятности" будет реализована до закрытия сделки по "Трансконтейнеру" (произошло 13 декабря), и в связи с этим корректировок итоговой цены торгов не будет. При этом топ-менеджер отмечал, что российская компания должна получить от сделки прибыль в размере более 2 млрд руб., что на "порядок превышает первоначальные инвестиции".

За день до аукциона совет директоров "Трансконтейнера" одобрил продажу 50% в Logistic System Management B.V., владеющей 100% акций "Кедентранссервиса" - на "рыночных условиях". "По мнению совета директоров- и я полностью под этим подписываюсь, - существовавший формат взаимоотношений "Трансконтейнера" и Казахстанских железных дорог не отвечал тем целям и задачам, которые были сформированы в 2011 г. на момент заключения акционерного соглашения", - пояснял причину совершения сделки Старков.

"Продав, этот актив, "Трансконтейнер" получает право самостоятельно выходить на рынок Казахстана и Средней Азии - то, чего он до этого был лишен и мог действовать только через дочернюю компанию. Это сделка в интересах "Трансконтейнера", ну и, вероятно, новых акционеров", - добавлял он. Оператор отмечал, что после сделки сможет работать в Казахстане в качестве экспедитора и оператора своих контейнерных поездов "во всех видах сообщения с гарантией недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог, перегрузочным местам и терминальным мощностям".

"Трансконтейнер" эксплуатирует более 83 тыс. крупнотоннажных контейнеров, порядка 30 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, более 400 единиц автомобильной (тягачи и полуприцепы) и свыше 200 единиц погрузочной техники. Оператор имеет сеть из примерно 40 терминалов в РФ, а также доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах.

У группы "Дело" в компании - 50% + 2 акции. До 10 апреля ООО "Енисей Капитал" Александра Абрамова и Романа Абрамовича владел 25,1%, ВТБ (MOEX: VTBR) - 24,47%. Банк имел форвардный контракт с "Енисеем", он был реализован. При этом "Енисей Капитал" недавно принял оферту "Дела" на выкуп его доли, включая "форвард". В ближайшее время транспортная группа станет владельцем 99,6% "Трансконтейнера".

"Кедентранссервис", согласно проекту годового отчета "Трансконтейнера", помимо примерно 20 терминалов в Казахстане, в среднем в 2019 г. эксплуатировал 3,619 тыс. фитинговых платформ, в том числе 300 - собственных. При этом объем перевозок уменьшился на 7%, до 219,4 тыс. TEU. На динамику повлияло сокращение парка вагонов, деятельность конкурентов (имеющих 80-футовые платформы), отсутствие заявок на привлечение платформ для транспортировки между Китаем и Европой из-за их ограниченной вместимости (40 и 60 футов).

Также в 2019 году КдТС совместно с "дочкой" КТЖ - АО "КТЖ-Экспресс" - продолжило участие в проекте по развитию комплексных транспортно-логистических услуг при доставке контейнерных грузов в Казахстане и странах Центральной Азии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.04.2020