31-10-18 / 2018
Новости отрасли
Закон сохранения энергии

Энергосбытовая компания "Русэнергосбыт" проводит в научно-исследовательских центрах ОАО "РЖД" испытания новой перспективной технологии – системы хранения электроэнергии. О техническом и экономическом потенциале этих решений для железных дорог "Гудок" поговорил с первым заместителем генерального директора ООО "Русэнергосбыт" Джузеппе Луццио.

ОАО "РЖД" и концерн Enel работают над проектом внедрения энергосберегающих систем. Джузеппе Луццио, первый заместитель генерального директора ООО "Русэнергосбыт"– Сеньор Луццио, разработка систем хранения электроэнергии является одним из самых актуальных направлений в энергетике. Можно ли рассчитывать на то, что первопроходцы получат преимущество перед конкурентами?

– Теоретически у новой технологии, которую развивает Enel X, есть потенциал применения в транспортной сфере. Результаты предварительных исследований указывают, что "Русэнергосбыт" и компания Enel X, дочерняя компания Enel, совместно с которой проводится работа, находятся на правильном пути.

– Какие исследования уже состоялись и каковы их результаты?

– Идея использования систем хранения электроэнергии в бизнесе "Русэнергосбыта" появилась около года назад. Мы провели исследования и проанализировали информацию. Теоретические данные, естественно, нужно подтверждать до того, как что-то предлагать клиентам. Мы хотим быть уверены, что у нас есть надежное рабочее решение для наших потребителей. "Русэнергосбыт" заключил соглашение с Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Возможности ВНИИЖТа позволяют провести экспертизу технологии систем хранения электроэнергии на новом профессиональном уровне.

Специалисты-железнодорожники проводят оценку потенциальных преимуществ внедрения технологии в существующую систему энергообеспечения российских железных дорог. Соглашение состоит из двух частей. Первая часть направлена на оценку ожидаемых результатов функционирования системы. Теоретический анализ уже завершен, и потенциальные области применения данной технологии были выявлены. ВНИИЖТ подтвердил результаты наших исследований. Было установлено, что применение систем хранения электроэнергии возможно в трех случаях.

Первый – устройства хранения электроэнергии целесообразно устанавливать на длинных участках, чтобы поддерживать необходимый уровень напряжения. Чем длиннее участок железнодорожных путей, тем больше напряжение падает по мере отдаления от подстанции. Установленные в специальных местах накопители электроэнергии позволят нивелировать эти потери.

Второй случай – у линии есть предел по мощности. Внедрение новой технологии позволит сократить интервалы между поездами и повысить пропускную способность участков, так как поезда смогут разгоняться быстрее благодаря большему доступному объему энергии.

Третий вариант предполагает использование в экстренных ситуациях. Например, в случае эвакуации поезда из-за спада напряжения. Использование электроэнергии из системы хранения позволит вывезти поезд из туннеля для эвакуации пассажиров.

Вторая часть соглашения с ВНИИЖТом предполагает физические испытания на Экспериментальном железнодорожном кольце института в Щербинке. В течение следующих недель мы будем определять параметры тестов оборудования. Также нужно определить параметры самой системы хранения. Мы хотим воспроизвести изменения нагрузки, которые происходят при движении поезда. Над этой частью испытаний мы работаем совместно с нашими коллегами из компании Enel X, подразделением "Глобальной Enel", которая занимается разработкой инновационных продуктов и цифровых решений. В Италии компания активно применяет свой опыт в сфере инновационных систем хранения электроэнергии и сможет предоставить нам опытный образец, отвечающий параметрам испытаний. Выбор пал на них не случайно, так как именно устройства компании Enel позволят оптимальным образом подавать напряжение в сеть. Испытания будут проводиться в течение четырех-пяти месяцев. В частности, будет проверена возможность работы в различных температурных условиях. Мы начали эти тесты, чтобы посмотреть, где и как можно использовать нашу идею, но, возможно, в результате тестирования мы откроем новые решения.

– После испытаний начнется внедрение?

– Сначала мы должны сфокусироваться на ценовых аспектах, принимая во внимание курс валют. Затем начнется этап внедрения, но нельзя просто включить этот прибор в розетку. Систему необходимо подсоединить к системе управления железными дорогами. Она должна быть дистанционно управляемой.

– Какой регион вы рассматриваете для внедрения?

– Мы хотим понять, в каких регионах нужны высокопроизводительные накопители, а в каких такой необходимости нет. Мы также должны определить, где какие затраты оправданны. Если мы будем гибко менять характеристики, то у нас будет более широкий выбор того, где эти батареи можно приобрести и где их использовать. Как только будет информация для анализа, мы сможем провести оценку потенциального рынка.

В любом случае, если у компании проблемы с электроэнергией, она в первую очередь проведет анализ того, как можно изменить потребление. Если этого сделать нельзя, как, например, нельзя изменить график движения поездов, специалисты рассмотрят возможность использования батарей. Экономические аспекты меняются от случая к случаю, и здесь нужен индивидуальный подход.

– На сети РЖД применяются разные системы железнодорожной электрификации. Влияет ли это на возможность использования систем хранения электроэнергии?

– Изначально система хранения электроэнергии разрабатывалась для сетей РЖД постоянного тока с напряжением 3 кВ. Также имеются решения для сетей РЖД переменного тока. Понятно, что система потребует дополнительных компонентов (инверторы, трансформаторы и т.д.), что повлияет на цену и механизм управления, но данная система может быть реализована.

– Рассматривается ли возможность использования накопителей на стационарных объектах РЖД, например в депо, на складах?

– Теоретически это возможно. К примеру, подобные устройства могут пригодиться в серверных помещениях, где нужно поддерживать постоянную температуру. Но для таких задач нужны накопители меньшего объема. Когда речь идет о грузовых поездах, для начала движения поезда требуется значительно больше мощности, 9–12 МВт.

– Помимо ОАО "РЖД", инновации внедряют и другие железнодорожные компании, а компания Enel, которая является совладельцем "Русэнергосбыта", уже устанавливает системы хранения электроэнергии в промышленности и торговле в Канаде, Испании, Соединенном Королевстве и в других странах. Почему применение систем хранения энергии в транспортной отрасли стартует с партнерства именно с ОАО "РЖД"?

– Все просто. "Русэнергосбыт" имеет долгую историю коммерческих отношений с РЖД. Как высокоэффективная компания, РЖД имеет большую потребность в инновационных технологиях. РЖД и Enel стремятся к улучшению текущих показателей, сокращению вредных выбросов и использованию умных технологий. Как мы видим, все стороны готовы к применению передовых технологий и сотрудничеству.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.10.2018