07-12-20 / 2020
Новости отрасли
Заключенное на 2021 год соглашение между перевозчиком и угольщиками может стать причиной значительного сокращения добычи

Увеличение объемов поставки угля на восток на 10 млн т в 2021 году, которое было вынесено на обсуждение в ноябре текущего года, так и не было закреплено договором. 2 декабря 2020-го компания – перевозчик грузов железнодорожным транспортом и власти Кемеровской области – Кузбасса продлили основные параметры по вывозу продукции угольных предприятий в направлении Дальнего Востока. Это объясняется тем, что наращивание объемов транспортировки угля в восточном направлении нарушило бы баланс интересов других грузоотправителей, а потеря выручки грузоперевозчика составила бы 6 млрд руб. Такая сумма могла сформироваться в результате дефицита провозных мощностей: 37% пропускной способности на подходах восточных портов и 54% пропускной способности на границе Кузбасса были забронированы под перевозки угля. Из-за этого не только могли потерять прибыль предприятия региона, но и уменьшились бы общероссийские объемы экспорта. Например, в октябре текущего года из Кузбасса не было вывезено более 200 тыс. т высокодоходных грузов, таких как нефть, зерно и черные металлы.

Нарастить поставки угля на восток в 2021 году было бы возможно в случае компенсации предполагаемых убытков перевозчика. Однако для этого пришлось бы увеличить существующий тариф на грузоперевозки (2,2 тыс. руб. за тонну) в 2,4 раза (до 5,2 тыс. руб за тонну). Такие перевозки могли себе позволить только поставщики дорогого коксующегося угля премиальных марок, для массовой доступной продукции это слишком высокая цена. В связи с этим на 2021 год закреплены те же нормы по вывозу угля, что действуют на сегодняшний день: 53 млн т каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн т – во внутрироссийском сообщении.

По моему мнению, заключенное на 2021 год соглашение между перевозчиком и угольщиками станет причиной очередного значительного сокращения добычи или даже временной ее приостановки. В связи с отсутствием пропускной способности железных дорог Восточного полигона (БАМа и Транссиба) к концу 2019-го впервые в Кузбассе зафиксирована отрицательная динамика годовых объемов угля – 251 млн т, что почти на 2% меньше показателя 2018 года.

С учетом того, что в 2020-м в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно строятся новые металлургические заводы, создаются новые доменные мощности, из-за проблем с логистикой угольная промышленность может потерять еще больше объемов погрузки, которые за 8 месяцев 2020 года и так сократились на 4%. Это стало причиной 50-миллиардной потери выручки угольных компаний Кузбасса за январь – март и того, что к концу 2020 года платежи угольщиков в региональный бюджет сократятся более чем на 16,8 млрд. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер07.12.2020