17-02-15 / 2015
Новости отрасли
Заключение на проект строительства ВСМ Москва — Казань издержек

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» рассмотрел основные параметры проекта технического задания на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Заключение на проект было утверждено членами Совета потребителей 12 февраля. Совет потребителей отмечает высокий уровень подготовленных материалов и проработанности предпроектных решений. «Строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали станет важнейшим технологическим прорывом, позволит вывести на новый уровень пассажирские железнодорожные перевозки и будет способствовать экономическому подъёму на территориях прохождения», — отмечается в заключении Совета. В то же время эксперты отмечают, что выбранная трассировка высокоскоростной железнодорожной магистрали недостаточно учитывает возможности мультимодальности и создания транспортно-пересадочных узлов, верный выбор местоположения которых позволит увеличить загрузку высокоскоростной магистрали. «Представляется правильным выбор существующих железнодорожных вокзалов в Москве и Нижнем Новгороде как места размещения вокзалов ВСМ, а также трассирование линии ВСМ через аэропорт в Нижнем Новгороде, — говорится в экспертном заключении. — В то же время, выбор вокзала Казань-2 в качестве конечного пункта ВСМ представляется не вполне обоснованным». Для поездов ВСМ, конечным пунктом назначения которых будет Казань, экспертам представляется целесообразным использование расположенного в центре города вокзала Казань-1, мощности которого в последние годы были значительно разгружены ввиду перевода основного потока транзитных поездов на вокзал Казань-2. Кроме того, по мнению экспертов Совета, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав линии ВСМ построенного в 2013 году участка Казань-1 — Аэропорт Казань с тем, чтобы конечной станцией поездов ВСМ была станция Аэропорт Казань.  Также вызывает сомнения у экспертов Совета трассировка обхода города Владимир с севера, при которой общая длина трассы увеличивается (по сравнению с обходом его с юга либо с трассой вдоль существующей линии железной дороги), а вокзал ВСМ создаётся за пределами существующей городской застройки. Недостатком трассировки является отсутствие таких пересадочных узлов между Москвой и Нижним Новгородом, при этом именно Владимир является наиболее подходящим для этого пунктом: во-первых, там будет останавливаться большее количество поездов ВСМ, во-вторых, к Владимиру легче организовать подвоз пассажиров местными поездами из городов Иваново и Ковров. Станция Помары, планируемая как техническая (обгонный пункт), расположена вблизи городов Волжск и Зеленодольск, население которых в сумме составляет свыше 150 тыс. человек. Кроме того, на этой станции, как полагают эксперты Совета, возможна организация транспортно-пересадочного узла для обслуживания пассажиров из города Йошкар-Ола, в связи с чем отмечается целесообразность рассмотрения возможности проектирования этой станции как пассажирской. Также Совет потребителей считает, что необходимо оценить целесообразность включения в проект дополнительной пассажирской станции Кстово к югу от одноименного города (население около 70 тыс. человек), на перегоне Аэропорт Нижний Новгород — Нива. Предложение о строительстве в Нижнем Новгороде вокзала конкорсного типа (над существующим вокзалом), по мнению экспертов, приведет к значительному удорожанию проекта. Эксперты отмечают неучтенность в проектной документации возможности организации движения на линии ВСМ поездов, часть пути проходящих по линии ВСМ на высокой скорости, а часть — по обычным линиям. Положительный опыт такого движения есть на сети французских высокоскоростных линий TGV. Совет потребителей полагает, что включение в параметры проекта таких поездов позволит повысить загрузку и экономическую эффективность линии ВСМ Москва — Казань. В условиях ограниченных финансовых ресурсов определение приоритетности строительства играет особую роль, и простое разделение на этапы по четырём участкам от Москвы в сторону Казани не представляется оптимальным. Следует заново проработать этапность строительства с тем, чтобы первые вводимые этапы демонстрировали эффективность ВСМ как для пассажиров, так и для российской экономики в целом. Свое заключение Совет потребителей представил в Правительство РФ, Экспертный совет при Правительстве РФ, Минтранс России, министру РФ Михаилу Абызову и ОАО «РЖД».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Сайт Открытого правительства17.02.2015