15-06-17 / 2017
Новости отрасли
Заинтересованные страны надо привлекать к финансированию строительства моста на Сахалин - Путин

К финансированию проекта по строительству моста с материковой части РФ на остров Сахалин следует привлекать заинтересованные государства, считает российский президент Владимир Путин.

"Можно было бы в этом случае организовать и движение товаров из Азии через нас в Европу и, таким образом, повысить значение Транссибирской магистрали", - сказал глава государства в ходе "Прямой линии" с гражданами РФ.

"Привлекать нужно, конечно, и заинтересованные государства, а такие, в принципе, есть. И их привлекать к финансированию", - добавил он.

В.Путин напомнил, что нереализованные "сталинские" планы по возведению моста на Сахалин "реанимируются" в последние годы. "Мы думаем над этой проблемой. Конечно, это было бы очень полезно для восстановления территориальной целостности страны за счет Сахалина, в том числе", - добавил глава государства. "Но мост построить недостаточно. В этом случае нужно было бы расширять и Транссиб, хотя он и так нуждается в расширении", - заметил при этом президент.

В целом стоимость проекта, по предварительным оценкам, "должна быть даже ниже чем Крымский мост" - 286 млрд руб. "Но это предварительные подсчеты, и этих денег недостаточно, потому что одного мостового перехода мало, там нужны подъездные пути, нужна развязка всего дорожного комплекса", - подчеркнул В.Путин. Кроме того, он напомнил, что "были идеи - и сейчас они тоже прорабатываются - строить не мост, а тоннель". "Это тоже возможно. Решение пока не принято, но мы над этим думаем", - сказал он.

Как сообщалось ранее, в России интенсивные работы над проектом были начаты в 1999-2000 гг. Правительственная экспертиза результатов исследований, проведенная в 2002 г., подтвердила техническую реализуемость и социально-экономическую эффективность проекта. Проект перехода на Сахалин предусматривал сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) со стороны Транссиба, совмещенного ж/д- и автомобильного моста через Татарский пролив (7,5 км), а также модернизацию ж/д-сети на Сахалине (около 870 км). Стоимость оценивалась в $4,5 млрд, из которых $2 млрд необходимы на строительство новой ж/д ветки и моста, $2,5 млрд - на модернизацию железнодорожной системы на Сахалине.

Позднее по заказу министерства транспорта РФ московские институты "Гипростроймост" и "Мосгипротранс" провели исследование о целесообразности реализации проекта. В предварительной версии технического задания на проектно-изыскательские работы по строительству перехода отмечалось, что объект может быть возведен в 2017-2024 гг., а стоимость работ оценивалась почти в 450 млрд руб. Подготовленный документ планировалось направить на рассмотрение в правительство РФ для принятия окончательного решения о возможности осуществления проекта. Проектно-изыскательские работы предлагалось провести в 2014-2016 гг.

В числе семи вариантов транспортного перехода через пролив Невельского рассматривались строительство автомобильно-железнодорожного моста между поселками Селихин (Хабаровский край) и Ныш (Сахалин). Профинансировать проект предлагалось на принципах государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений. Ожидавшийся срок окупаемости проекта - 35-40 лет. Объем грузоперевозок к 2020 г., по пессимистичным прогнозам, оценивался не менее чем в 9,3 млн тонн в год со снижением себестоимости транспортировки до 10 раз.

При этом тогдашний губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в 2013 г. отмечал, что на стадии обсуждения находится и строительство перехода Сахалин - Хоккайдо (Япония). С открытием транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность, говорил он. В этом случае, по оценкам ученых, транзит через Сахалин к 2030 г. (угля, черных и цветных металлов в Японию, перевозка контейнерных грузов) достигнет 27 млн тонн в год.

По словам А.Хорошавина, Минтранс РФ также обсуждал с Японией возможность создания перехода между Сахалином и японским островом Хоккайдо. В.Путин поручал тогда региональному правительству до конца 2013 г. организовать подготовку обоснования инвестиций, говорил сахалинский губернатор.

Однако старший консул генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске Ямаду Сюндзи в 2013 г. заявлял, что его страна пока не готова поддержать проект создания транспортного перехода между материковой частью РФ и Сахалином. "Необходимо продолжать собирать информацию по этому проекту. В данный момент Япония не может обещать создание специальной рабочей группы", - приводило его слова корпоративное телевидение ОАО "Российские железные дороги". "Мы много говорим об этом проекте, но сделали очень мало. Японская сторона говорит: начните что-то делать, и мы начнем подстраиваться и встраиваться в этот процесс", - заявлял в этой связи и А.Хорошавин (его слова так же приводил телеканал).

В пресс-службе Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал РЖД) в четверг сообщили "Интерфаксу", что "главная задача, поставленная РЖД перед ДВЖД по Сахалину, - к 2020 г. завершить "перешивку" островной дороги на широкий материковый стандарт колеи (1520 мм)". "После этого может быть решена судьба мостового или тоннельного перехода "Сахалин-материк", - сказал собеседник агентства, хотя и отметил, что проект всегда был интересен бизнесу и населению.

По данным компании, в 2018 г. на широкую колею будут "перешиты" участки железной дороги на юге Сахалина: от станции "Шахты" до Холмска и с Ильинского (где строится Сахалинская ГРЭС-2) до Арсентьевки. В 2019 г. останется модернизировать участок от Арсентьевки до Южно-Сахалинска, после чего вся дорога на Сахалине перейдет на общесетевой стандарт. Также предстоит построить 63 моста взамен нынешних искусственных сооружений, возведенных до 1945 г.

"Перешивка" железной дороги на Сахалине со стандарта 1067 мм на общероссийский 1520 мм началась в 2003 г. За эти годы из 806 км главного пути переустроено 619,4 км, сооружено 64 новых моста и более 80 водопропускных труб, выполнен значительный объем других технологических работ. Комплекс работ предусматривает расширение ж/д полотна, укладку трехниточной рельсошпальной решетки, замену старых мостов и тоннелей японской постройки. Реконструкция проводится без остановки движения, в периоды "технологических окон".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.06.2017