01-06-22 / 2022
Новости отрасли
Загрузка вагоностроительных предприятий в немалой степени зависит от темпов списания парка

Ускоренное выбытие вагонов из эксплуатации вследствие дополнительного госрегулирования и связанный с этим взрывной спрос на подвижной состав могут обернуться негативными последствиями для всех участников рынка. Данная проблематика затронута на транспортном форуме "Подвижной состав: производство и ремонт в новой реальности". С топа в пике Как сообщил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук, по предварительным данным "Промышленных грузов" (статистика за апрель должна быть опубликована Росстатом 1 июня), за 4 месяца реализация вагонов к прошлогоднему уровню снизилась на 6,2%, до 19,9 тыс. При этом больше всего строящегося парка по-прежнему приходилось на универсальные полувагоны. Их доля к январю – апрелю 2021 года выросла на 8,9%. Далее следуют фитинговые платформы. Хотя за 4 месяца их поставлено 5,7 тыс. ед., что на 2,6% меньше прошлогоднего результата, в структуре реализуемого подвижного состава доля этого парка увеличилась с 27,5 до 28,6%. Впрочем, в апреле реализация фитинговых платформ резко сократилась к аналогичному периоду 2021 года – на 50,5%, или до 0,9 тыс. вагонов. Во многом это связано с серьезным профицитом парка вследствие постепенного вымывания с российского рынка контейнеров собственности иностранных компаний. "До конца февраля фитинговые платформы были в топе, поскольку ощущался их дефицит, и по долгосрочному прогнозу достаточно большое количество нужно было построить. Если бы контейнерного оборудования хватало и ситуация нормализовалась, кривая бы была выше в марте и апреле показателей 2021 года", – говорит В. Савчук. В целом, уточнил эксперт, в 2022 году в России может быть построено не менее 45-50 тыс. вагонов различного типа со снижением к предыдущему году на 20-30%. Данная оценка ИПЕМ выше оценки производителей подвижного состава (40-41 тыс. вагонов). Взрывной спрос как фактор риска В настоящее время загрузка существующих мощностей вагоностроительных заводов составляет примерно 50%, тогда как последние 5 лет она была гораздо выше. К примеру, в 2019 году наблюдался наибольший объем производства – было построено 79,6 тыс. вагонов. Мощности вагоностроителей тогда были загружены на 92%. В дальнейшем этот показатель также будет меняться, в том числе в связи с дальнейшим выбытием грузовых вагонов из эксплуатации. В 2021 году обсуждался вопрос о сокращении с подачи регулятора срока службы подвижного состава. В этой связи ИПЕМ провел расчеты эффектов по 9 сценариям, два из которых были представлены вниманию участников транспортного форума. Согласно первому, в стране продолжится тренд на умеренное списания парка по достижению назначенного срока службы (НСС) с учетом разрешенного продления моделей вагонов, то есть без дополнительного госрегулирования этого вопроса. Второй предусматривает ограничение эксплуатации, в частности, до следующего капитального ремонта. Если директивным путем будет изменен НСС как для вновь выпускаемых грузовых вагонов, так и для эксплуатируемого парка, то в отдельные годы возникнет необходимость произвести огромное количество вагонов – в пиковое время до 200 тыс. ежегодно, отмечает В. Савчук. По сути, в стране нужно будет построить несколько крупных заводов, чтобы удовлетворить такую потребность. "При этом диспропорция между максимальным и минимальным периодом спроса составит 130-150 тыс. вагонов, тогда как сейчас это примерно 40-50 тыс. Таким образом, если государство обсуждает варианты регулирования сроков эксплуатации технических средств в таких технологически сложных системах, то необходимо на долгосрочный период просчитать последствия, рассчитать различные варианты, позволяющие оптимизировать положительные и отрицательные эффекты", – предупреждает В. Савчук. В противном случае искусственное ускорение темпов списания подвижного состава может обернуться ростом цен на вагоны, увеличением транспортных затрат, дефицитом эксплуатируемого парка и невывозом грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер01.06.2022