25-11-14 / 2014
Новости отрасли
Загрузить мощности

В октябре, так же как и в сентябре, ОАО «РЖД» удалось превысить прошлогодний объем погрузки, а темпы прироста оказались даже выше. Однако по-прежнему положительная динамика в немалой степени обусловлена низкой грузовой базой 2013 года. Несколько сокращено, с 1,2 до 0,9, отставание данного показателя по итогам 10 месяцев.

Сдерживающим фактором в продвижении грузопотоков по-прежнему остается работа морских портов . Особое внимание в ОАО «РЖД» традиционно уделяется привлечению высокодоходных грузов. Наиболее высокими темпами в октябре прирастали нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, а также металлоконструкции. Продолжился и рост отгрузки каменного угля, что обусловлено увеличением спроса со стороны основных потребителей – предприятий ЖКХ и электроэнергетики. Однако мониторинг департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», показывает, что в целом сезонное восстановление спроса на энергетический уголь в текущем году проходит менее активно, чем в предыдущие годы. Происходит это на фоне накопленных запасов топлива и ограниченного платежеспособного спроса со стороны потребителей. Оказывает влияние и конкуренция газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам.

Как и в предыдущем месяце, в октябре продолжилось обвальное падение строительных грузов, на этот раз более чем на 18%. Это объясняется неопределенностью перспектив развития строительного комплекса и недостаточной инвестиционной активностью. По мнению экспертов, перспективы производства стройматериалов будут зависеть от финансирования госпрограмм поддержки жилищного и инфраструктурного строительства.

Нестабильная макроэкономическая ситуация оказала влияние и на изменение грузопотоков. В октябре наблюдается их концентрация в направлении Северо-Кавказской и Октябрьской дорог, а также железных дорог Украины. Это вызвало определенные трудности в организации продвижения вагонопотоков и на других полигонах сети, особенно на Южно-Уральской, Свердловской и Западно-Сибирской дорогах, где скапливалось избыточное количество транзитных грузов. Безусловно, в немалой степени сказались и неблагоприятные погодные условия в этих регионах.

Следствием наметившейся переориентации экспортных грузопотоков можно с определенной долей уверенности считать снижение динамики грузооборота в целом по сети. Так, если в сентябре этот показатель с учетом пробега порожних вагонов прирос на 6,9%, то в октябре всего лишь на 2%, хотя с начала года за счет задела предыдущих месяцев рост по-прежнему значителен и достигает почти 6%.

Всего же, по данным Центральной дирекции управления движением, за 10 месяцев 2014 года в российские порты было доставлено около 210 млн тонн экспортных грузов, что на 12% превысило объемы аналогичного периода 2013 года, в том числе в порты Октябрьской дороги на 11% (это 42% всего объема экспортных грузов), в порты Северо-Кавказской – на 18%. Нарастающим итогом с начала года заметный рост (на 15%) по-прежнему сохраняется и в направлении портов Дальнего Востока.

Во многом сдерживающим фактором в продвижении грузопотоков по-прежнему остается работа самих портов. Так, объемы выгрузки вагонов в портах и на нефтебазах по итогам января – октября составили лишь 81% от их перерабатывающих мощностей, или в среднем 12,2 тыс. вагонов в сутки. Всего же с начала года потери в выгрузке достигли почти 500 тыс. вагонов. При этом необходимо учитывать и то, что по портам Северного Кавказа, и в основном это касается Новороссийска и Туапсе, в середине октября в течение 10 суток имелись ограничения в связи с плохими погодными условиями. Как следствие, потеря в выгрузке составила более 3,5 тыс. вагонов.

Всего же в прошлом месяце из-за систематических срывов выгрузки в основном из-за непогоды и несвоевременного подвода судов на припортовых дорогах скапливалось до 47 тыс. вагонов и даже более.

По данным Центральной дирекции управления движением, с начала года в среднем в сутки на сети в адрес припортовых станций России было отставлено от движения 120 поездов. По сравнению с прошлым годом это на 36%, или на 32 поезда, в сутки больше, в том числе на Дальневосточной дороге в 1,6 раза, на Северо-Кавказской – в 1,8 раза. При этом на уровне 10 месяцев 2013 года осталось количество отставленных от движения поездов на Октябрьской дороге.

Тем не менее эти и другие неблагоприятные факторы не оказали заметного влияния на ухудшение эксплуатационной работы в целом по сети. По итогам 10 месяцев были выполнены плановые задания по большинству качественных показателей использования подвижного состава: средний вес грузового поезда на 100,4%, среднесуточная производительность локомотива – на 106,9%.

Можно отметить лишь некоторое снижение относительно плана участковой скорости, хотя к прошлому году она приросла на 1,3 км/ч. Однако в октябре достигнут заметный рост к прошлому году маршрутной скорости сквозных отправительских маршрутов из груженых вагонов – до 508 км/сутки, или на 59 км/сутки. Хотя некоторое отставание от плана свидетельствует о наличии резервов. Так, заметно снизилась скорость движения на Куйбышевской, Юго-Восточной, Приволжской и Забайкальской дорогах. А на Октябрьской и Северо-Кавказской магистралях на ней негативно сказалась неудовлетворительная работа тех же морских портов.

Как и в предыдущие месяцы, продолжилось снижение пассажирооборота: за январь – октябрь на 7% к прошлому году, и опять из-за падения пассажиропотока в дальнем следовании. При этом в пригородном сообщении имеется едва заметная положительная динамика в 0,2%.

Положительным моментом октября стало успешное обслуживание поездами «Ласточка» еще одного знакового спортивного события в Сочи – автогонок «Формула-1». С 9 по 12 октября было перевезено более 227 тыс. пассажиров. Однако дальнейшее использование «Ласточек» на Северо-Кавказской дороге остается под большим вопросом в связи с нерешенным вопросом по возмещению выпадающих доходов.

Отдел эксплуатационной работы транспорта

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.11.2014