11-02-14 / 2014
Новости отрасли
Заграница нам поможет?

Начало года в сегменте перевозки черных металлов по сети РЖД охарактеризовалось достаточно серьезным увеличением доли экспорта на фоне ощутимого провисания внутренних перевозок. Эксперты сходятся во мнении, что во многом итоги января определяются ситуационными факторами, однако не исключают того, что впоследствии сбыт продукции российских металлургов будет все больше обеспечиваться за счет внешних рынков.

Отметим, что, по данным ОАО "РЖД", перевозки черных металлов по железной дороге в экспортном направлении в январе 2014 года выросли на 8,2% к декабрю 2013-го (+0,8% к январю прошлого года), в то время как внутренние перевозки просели на 11% к декабрю (-4,5% к январю прошлого года). Впрочем, некоторые аналитики объясняют такую разнонаправленность векторов развития вполне тривиальными причинами. Так, по мнению заместителя генерального директора информационно-аналитической группы "Русмет" Михаила Родионова, январский рост экспорта по отношению к декабрю коррелируется с традиционными рождественскими католическими каникулами, а на динамику внутреннего потребления, в свою очередь, оказали влияние длинные российские выходные.

Кроме того, участники рынка в качестве своеобразного драйвера для экспорта указывают ослабление рубля, за счет чего даже при неизменном уровне цен на внешних рынках выручка в рублевом эквиваленте становится заметно больше. "Неизвестно, как долго сохранится нынешнее соотношение рубля к доллару и евро, но заинтересованность трейдеров в поставках за рубеж в декабре - январе заметно выросла", - пояснили на одном из крупных металлургических комбинатов.

Впрочем, несмотря на ситуационные факторы, изменения в структуре потребления продукции отечественных металлургов имеют долговременный и достаточно устойчивый характер. Так, в I квартале прошлого года статистика предприятий, ориентированных преимущественно на внешние рынки, в целом показала положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в то время как игроки, специализирующиеся на внутренних потребителях, лишь в редких случаях вышли из минуса.

Более того, традиционное сезонное оживление, отмечаемое в II квартале, также лишь отчасти оправдало ожидания металлургов. Если ранее ценовой рост по некоторым номенклатурам достигал двузначных показателей, то в сезон 2013 года он составил в среднем 3-5%. Причем кривая роста имела более пологий характер в течение всего весенне-летнего сезона.

Несмотря на то, что динамика мировых цен характеризовалась серьезными колебаниями, средний уровень стоимости российской продукции был выше, чем по прогнозам на 2013 год (и факта 2011-2012 гг.).

По мнению вице-президента по логистике ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Александра Сапронова, определенное влияние на состояние внутреннего спроса оказывает завершение масштабных инфраструктурных проектов, а новые либо не начаты, либо находятся в стадии подготовки. "Оживление рынка следует ожидать в II квартале с началом активного строительного сезона", - полагает он.

В целом если обобщать мнения участников рынка и экспертов, то рост внутреннего потребления в 2013 году к 2012-му на уровне 1-1,5% будет большой удачей, в то время как прогноз относительно зарубежных рынков колеблется на уровне 3-4%-ного увеличения. Причем каких-то серьезных событий, способных радикально изменить соотношение производства и потребления, эксперты не выделяют. "В годовом соотношении, находящемся, в принципе, на уровне флуктуаций, при желании можно усмотреть ту же поддержку объемов производства расширением экспорта и, возможно, некоторый осторожный оптимизм зарубежных покупателей металлопродукции из России", - констатирует М. Родионов. Причем, по его мнению, необходимо понимать, что, например, горячекатаный рулон далеко не всегда приобретается в качестве именно продукции - часто он служит полуфабрикатом для производства более тонкого холоднокатаного листа. И в данном случае объем потребления будет зависеть от структуры себестоимости производства холоднокатаного листа и соотношения цен на горячекатаный рулон, а также другие виды сырья. При этом эксперт указывает на то, что весьма значительную долю российского экспорта стали составляют квадратная заготовка для производства сортового проката и слябы для производства рулонов и листа.

Как бы то ни было, внешние аспекты не оказывают серьезного влияния на позиции конкретных игроков. "Ключевыми факторами, определяющими положение производителей металлов на рынке, станут динамика спроса, себестоимость продукции и эффективность логистики", - уверен А. Сапронов. Соответственно, независимо от курсовой разницы и других ситуационных факторов в конечном итоге все будет зависеть от эффективности производства и перевозки.

Дмитрий Ханцевич

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру (rzd-partner.ru). Новости транспорта11.02.2014Заграница нам поможет?