29-05-15 / 2015
Новости отрасли
Зафиксировано более чем 9%-ное снижение объемов перевозки нефти и нефтепродуктов

По состоянию на 25 мая 2015 года в ОАО "РЖД" зафиксировали более чем 9%-ное снижение объемов перевозки нефти и нефтепродуктов. Прогнозы компании на ближайшие месяцы также неутешительны: открывшаяся недавно водная навигация усиливает конкуренцию с альтернативными видами транспорта - и объемы нефтепродуктов на сети продолжат сокращаться. Неудивительно, что по итогам июня ожидают снижение погрузки нефти еще на 3,3%.

О том, что рано или поздно нефтяные грузы начнут сокращать свои объемы, было известно еще в конце 2013 года. ОАО "РЖД" в своем прогнозе по погрузке и грузообороту на 2014-2016 гг. предполагало снижение объемов перевозок. В частности, уменьшение показателей после 2014 года объяснялось модернизацией НПЗ для углубления переработки сырой нефти. "Сегодня добыча нефти устойчиво растет, глубина переработки увеличивается. При этом объемы производства наблюдались по всем основным товарным позициям, за исключением топочного мазута", - рассказывает заместитель заведующего отделением развития транспортного рынка ОАО "ИЭРТ" Павел Шестаков. По его словам, глубина переработки нефтяного сырья в январе - апреле 2015 года составила 72%.

В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития (ЦЭКР) ОАО "РЖД" подчеркнули, что за первые 4 месяца нефтяные грузы демонстрировали относительно ровную динамику. "В целом за январь - апрель текущего года погрузка данной номенклатуры сохранилась практически на прошлогоднем уровне с незначительным снижением на 0,3%. Однако по отдельным группам грузов динамика существенно отличается. Если по сжиженным углеводородным газам прирост погрузки превысил 12%, то по остальным нефтепродуктам и сырой нефти снижение составило соответственно 2,3 и 4%", - сообщили в ЦЭКР ОАО "РЖД".

По словам представителей РЖД, на динамику перевозок нефти основное влияние оказали экспортные поставки, а сокращение объемов погрузки нефтепродуктов (без учета сжиженных газов) затронуло в основном перевозки для нужд внутреннего рынка. "Отправки внутри страны мазута, дизельного топлива, керосина сократились на 7-10%. При этом экспортные перевозки данных грузов существенно увеличились, особенно в направлении морских портов. Общий объем погрузки нефти и нефтепродуктов в адрес припортовых железнодорожных станций вырос почти на 8%", - подчеркивают в ЦЭКР.

Майское снижение внутри РЖД объясняют прежде всего неблагоприятной экономической конъюнктурой и сезонными факторами. Среди экономических причин это сокращение объемов перевозок в автомобильной и авиационной отраслях, что, в свою очередь, стало причиной падения потребляемого внутри страны бензина и керосина.

Второй причиной стало открытие водной навигации. "Речные перевозки действительно ощутимо снижают железнодорожные объемы. Черные нефтепродукты, мазут по максимуму будут использовать водную доставку как наиболее дешевую", - говорят эксперты ИГ "Петромаркет". В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) подсчитали, что отправки внутренним водным транспортом в 4 раза дешевле железнодорожных перевозок.

На рынке отмечают, что еще одной причиной текущего снижения стал рост затрат на железнодорожные перевозки. В связи с чем грузоотправители начали корректировать свои планы. Так, согласно отчету "Роснефти" по МСФО за 2014 год расходы компании на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом выросли на 20%, "Газпром нефти" - на 7,7%, НОВАТЭКа - на 14,4%. Напомним, с прошлого лета были введены сразу два финансовых инструмента для повышения выплат в нефтяной отрасли. Так, еще в 2013-м был предложен так называемый налоговый маневр с целью заставить компании отказаться от экспорта темных нефтепродуктов и нарастить глубину их переработки внутри страны. Для этого с 1 января 2015-го по 2017 год поэтапно сокращаются экспортные пошлины на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от вида). В результате введения новых правил отечественные нефтеперерабатывающие заводы активно проводят работы по модернизации, направленные на сокращение производства низкокачественной продукции и увеличение доли выпуска высококачественной, но в меньших объемах. Ожидается, что уже по итогам 2015 года глубина переработки нефти может возрасти более чем на 1 п. п., до 73,5%. При этом доля моторных топлив 5 класса должна возрасти с 58 до 61% от общего объема.

Кроме того, в августе 2014 года ОАО "РЖД" повысило тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Речь идет о надбавках в 13,4% к базовой ставке на перевозку экспортных нефтепродуктов и в 12,5% - на перевозку дизельного топлива. При этом игроки рынка напоминают, что с января 2015 года тариф был дополнительно проиндексирован на 10%, то есть общий рост ставки на текущий момент составляет более 23%. "При любой экономике, находится она в кризисе или нет, это много!" - говорит один из участников рынка. В связи с ростом затрат участники рынка планируют сократить долю перевозок по железной дороге, переключив поставки на трубу, а также увеличить морские перевозки нефтяных грузов. "Нефтепродукты уходят на альтернативные виды транспорта: около 10% от общего объема нашей продукции переходит на автотранспорт, примерно 20% переводится в систему трубопроводов", - говорят в одной из компаний.

В свою очередь, в одном из профильных департаментов РЖД подчеркнули, что у нефтяного сектора высокая маржинальная доходность, значительно превышающая уровень поступлений в других секторах экономики, например в угольном и металлургическом бизнесе. "Тарифы пересматриваться не будут, так как нельзя забывать, что и валютный курс также вырос с момента поднятия тарифа. Так что вряд ли стоит говорить о каком-то существенном снижении доходов компаний этого сектора", - заявил представитель ОАО "РЖД". По словам чиновника, пока что говорить об экономической эффективности введенных мер очень рано, результаты могут проявиться не ранее осени. С представителями перевозчика согласны эксперты рынка, которые указывают, что рост стоимости валют отчасти нивелировал расходы компаний. В ИПЕМ, в частности, отмечают, что отраслям, имеющим значительные доходы от экспорта, падение курса рубля более чем на 30% оказало такую поддержку, которую не может дать даже решение о заморозке тарифов на несколько лет вперед.

Опрошенные участники рынка считают, что текущее падение перевозок не очень значительно и имеет сезонные и экономически обоснованные колебания. Эксперты также подчеркивают, что на фоне налогового маневра экспорт сырой нефти как более привлекательный увеличится на +1,6% по итогам года. В то же время общие объемы перевозок нефтегрузов по сети РЖД существенно не изменятся и к 2020 году могут составить 275 млн т с ростом менее чем на 1%, при этом среднегодовые темпы прироста составят скромные 0,1%. Однако кардинально поменяется структура перевозок. "Ожидается отрицательная динамика в перевозках сырой нефти с учетом развития системы ВСТО и реализации проектов, предусматривающих поставки сырья на дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы трубопроводным транспортом", - рассуждает П. Шестаков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.05.2015