30-06-20 / 2020
Новости отрасли
Заем без долговой нагрузки

ОАО "РЖД" организовало пилотный выпуск "вечных" бондов

В минувшую пятницу ОАО "РЖД" осуществило первый транш бессрочных облигаций серии 001Б-01 на сумму 30 млрд руб. по ставке 6,55% годовых. Эта сделка стала первой в истории российского публичного долгового рынка. Полученные средства будут направлены на финансирование инвестиционной программы холдинга. Первый заместитель генерального директора холдинга Вадим Михайлов заявил в понедельник на оперативном совещании в РЖД, что 22 июня закрыта книга заявок по первому в истории России выпуску бессрочных облигаций корпоративного заемщика (ОАО "РЖД").

"В ходе формирования книги поданы заявки от широкого круга инвесторов, которые обеспечили переподписку (когда число заявок инвесторов превышает общее количество ценных бумаг. – Ред.) по объему размещения более чем в два раза. Это позволило нам снизить ставку с 7 до 6,55% и увеличить объем размещения с изначальных 15 млрд (руб. – Ред.) до 30 млрд", – отметил он.

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ, она же ключевая ставка, на сегодня составляет 4,5% годовых. Она установлена на период с 22 июня по 26 июля 2020 года.

По словам Вадима Михайлова, накануне открытия книги выпуск включили в международную расчетную систему Евроклир (Euroclear), благодаря чему в размещении приняли участие иностранные инвесторы. Более 80% спроса на ценные бумаги пришлось на банки, оставшийся спрос получен со стороны пенсионных фондов и управляющих компаний.

Размещение прошло по закрытой подписке, поэтому данные инвесторов не разглашаются.

"26 июня средства поступили на расчетные счета компании для обеспечения нашей инвестиционной программы", – резюмировал Вадим Михайлов.

Номинал одной ценной бумаги по первому траншу составил 1 тыс. руб. Организаторами выпуска бондов выступили ВТБ Капитал, Московский кредитный банк и Сбербанк КИБ.

Как сообщил журналистам после размещения бондов министр транспорта РФ Евгений Дитрих, РЖД не обращались в Правительство РФ за дополнительной поддержкой на фоне пандемии коронавируса, а выпуск "вечных" облигаций должен обеспечить все потребности холдинга в средствах, которые необходимы для того, чтобы компенсировать влияние эпидемии.

Бессрочные облигации – это долговые ценные бумаги, не имеющие конкретного срока возврата долга. Инвестор, купивший такую облигацию, до погашения займа может неограниченное время получать процентный доход по купону.

По словам руководителя управления рынков долгового капитала ВТБ Капитал Андрея Соловьева, бессрочные облигации такого типа относятся к категории гибридных инструментов, сочетающих характеристики долгового и акционерного капитала. Их ключевой особенностью является возможность засчитать привлеченные средства как акционерный капитал (до 100%). Это позволяет избежать роста долгового обременения и повышения стоимости прочих заимствований компании.

По словам управляющего директора по рынкам долгового капитала Сбербанка КИБ Эдуарда Джабарова, с точки зрения частного инвестора, бессрочная облигация предоставляет возможность заработать больше по сравнению с размещением средств на депозитах в банке. "Сейчас сложно найти депозит, который приносил бы доходность хотя бы выше 6%. РЖД разместили облигации по ставке купона в 6,55%. Она бессрочная, но у эмитента (ОАО "РЖД". – Ред.) есть право через пять лет его погасить. То есть это инициатива на стороне эмитента – он может погасить, если ставки на рынке начнут расти, например, чтобы ему не платить этот купон дальше. Потому что если он не гасит через пять лет, то обязан будет повышать ставку. Это основные принципы подобных бумаг", – отметил он.

Вслед за РЖД выпуск бессрочных облигаций планирует и "Автодор". Сроки и сумму компания не раскрывает. Однако, по словам главы "Автодора" Вячеслава Петушенко, потребность предприятия во внебюджетных средствах составляет 400 млрд руб. до 2024 года.

Согласно законодательству, ОАО "РЖД" имеет право в одностороннем порядке принять решение об отказе от выплаты купона по облигациям. В случае принятия РЖД такого решения предусмотрена компенсация неполученных доходов инвесторам со стороны Министерства финансов РФ. Однако механизм компенсации на сегодняшний день находится в процессе согласования.

Стоит отметить, что Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило первому выпуску бессрочных бондов кредитный рейтинг "AA+(RU)".

В соответствии с методологией агентства, если неплатеж заемщика по долговым обязательствам не приводит к дефолту компании, финальный рейтинг устанавливается на пять ступеней ниже уровня оценки собственной кредитоспособности. Однако, учитывая фактор компенсации в полном объеме инвесторам неполученных доходов Минфином России, рейтинг эмиссии всего на одну ступень ниже рейтинга самого эмитента ("AAА(RU)").

Также, по данным агентства, этот выпуск облигаций не окажет существенного влияния на показатели долговой нагрузки холдинга.

"Несмотря на значительные потребности РЖД в финансировании программы капитального развития (около 1,8 трлн руб. в период с 2020 по 2022 год), АКРА не ожидает увеличения долговой нагрузки компании. Уровень ликвидности компании оценивается АКРА как очень сильный, сумма к погашению до конца 2020 года составляет около 195 млрд руб., при этом доступный объем кредитных линий превышает 850 млрд руб.", – считают аналитики АКРА.

В начале мая на совещании у президента РФ Владимира Путина по развитию транспорта России генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров отметил, что бессрочные облигации являются уникальным механизмом, который характеризует уверенность инвесторов в эмитенте. "Мы имеем хорошие инвестиционные рейтинги и эту самую уверенность даем", – сказал он.

Как ранее сообщал "Гудок", Правительство РФ распоряжением от 13 мая одобрило размещение РЖД бессрочных облигаций на сумму до 370 млрд руб. включительно или до эквивалента этой суммы в иностранной валюте. В настоящее время в обращении находится 34 выпуска биржевых облигаций РЖД на сумму 583 млрд руб. и 11 выпусков классических облигаций – 160,2 млрд руб. Инвестиционная программа холдинга на 2020 год составит 642 млрд руб. В I квартале выручка перевозчика по РСБУ составила 456,77 млрд руб., чистая прибыль – 0,77 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.06.2020