13-10-16 / 2016
Новости отрасли
Задание отраслевым ученым дают начальники дорог

Применение технологии сварки стыков рельсов термитным способом с широким зазором, которая проходит испытания на опытном участке АО "ВНИИЖТ", принесет "Российским железным дорогам" серьезный экономический эффект.

Эти и другие современные технологии, внедряемые на инфраструктуре ОАО "РЖД", были представлены начальникам дорог на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке в рамках работы Координационного совета. У руководителей магистралей возникло немало вопросов, и некоторые вылились в конкретные задачи для отраслевой науки.

"Начальниками дорог поставлены актуальные задачи, и пусть они решаются на этой площадке, только очень важно будет оценить конечный результат", – сказал президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров.

Одна из таких задач связана с испытанием рельсосварочных головок на передвижных рельсосварочных машинах (ПРСМ). Кроме того, начальник Дальневосточной магистрали Николай Маклыгин проявил заинтересованность в ускорении самого процесса сварки рельсовых стыков на ПРСМ в течение одного технологического "окна".

"Мы пропускаем на Ванино по 26 поездов ежесуточно, но в течение одного четырехчасового "окна" (раз в четверо суток) удается сварить всего два стыка. И, таким образом, "окно" получается очень дорогим, можно даже сказать, золотым. Поэтому надо найти способ за это же время варить порядка 20 стыков двумя ПРСМ", – поделился своими соображениями Николай Маклыгин.

Заведующий лабораторией отделения "Сварка" АО "ВНИИЖТ" Аркадий Николин сказал, что процесс самой сварки длится всего две минуты, а все остальное довольно продолжительное время съедают подготовительные и послесварочные операции. Но именно технология сварки термитным способом с широким зазором, когда не надо организовывать места временного восстановления, позволит заметно ускорить процесс. Суть ее в том, что на месте производится вырезка дефектного участка и в зазор заливается расплавленный термитный металл. По словам Аркадия Николина, надежность сварного соединения при этом не уступает тому, что получается при контактной сварке.

При использовании такой технологии в дистанциях пути ежегодный экономический эффект составит не менее 400 млн руб.

Представитель ВНИИЖТа также сообщил, что сейчас проводятся испытания технологии дуговой наплавки для ремонта головок рельсов в сварных стыках. Экономический эффект при внедрении данного способа составляет 385 млн руб.

Начальники тех дорог, где приходится работать в условиях низких температур, обозначили и еще одну проблему – это обогрев самого рельса во время сварочных работ. И она может быть решена за счет ввода в эксплуатацию индукционных нагревателей. В этом направлении во ВНИИЖТе также ведется активная работа, и до конца года проблема будет решена.

В Щербинке проводятся и испытания рельсов под динамической нагрузкой. Оценивают и прочность рельсов при отрицательных температурах в различных диапазонах. При этом, как отметил заместитель заведующего лабораторией "Испытание материалов и конструкций" Владимир Рейхарт, ведутся исследования в части того, как влияют на качество рельсовой стали различные добавки в процессе варки металла. Особенно непростой оказалась задача по вводу азота в сталь. Именно азот позволяет размягчить структуру стали, сделать ее более дисперсной, улучшить ее различные свойства, прежде всего вязкость. Подводя итоги выездного совещания начальников дорог, генеральный директор АО "ВНИИЖТ" Виктор Степов отметил, что наука оказывает серьезную помощь линейным предприятиям, важно и ее влияние на производственный процесс. По его словам, при существующей научно-производственной базе ВИНИИЖТа отраслевой науке по силам решение поставленных компанией "РЖД" задач по повышению эффективности и экономии ресурсов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.10.2016