11-07-22 / 2022
Новости отрасли
Задачи по оптимизации логистики удобрений в России аналогичны концу 1990-х

Такое мнение высказал на конференции "Рынок транспортных услуг в условиях санкций" заместитель генерального директора по логистике АО "МХК "Еврохим"" Денис Илатовский. В 2021 г. Россия экспортировала через порты 27 млн т удобрений, в том числе через терминалы стран Прибалтики (Силламяэ, Клайпеда, Вентспилс) - 7,7 млн т. Вследствие внешнеполитических факторов и трансформации международной логистики в этом году 15-20 млн т будет перераспределяться между портами. В том числе примерно 12 млн т удобрений "Беларуськалия", еще раньше попавшего под санкции, будет переваливаться через порты России. Вопрос, насколько оптимальным будут транспортные решения и баланс объемов экспорта различных удобрений. Очевидно, такого объема, который направлялся через прибалтийские порты, в 2022 г. уже не будет, хотя в I квартале часть груза еще шла по данному направлению на экспорт. Перенаправить поток на российские терминалы Северо-Запада возможно, в частности, в Усть-Луге не так давно был построен современный комплекс по перевалке минеральных удобрений (оператором выступает компания "Ультрамар"). Что касается универсальных портов, то работать они могут с определенными видами продукции, отгружаемой в биг-бегах и контейнерах. Фактически терминал для перевалки агрохимикатов, располагающий соответствующими складами, перегрузочным оборудованием, – это целый химический комплекс. На других бассейнах также есть потенциал роста для специализированных портовых мощностей. Например, на Дальнем Востоке есть лишь один порт ("Восточно-Уральский терминал"), но он много лет занимается отгрузкой угля. Почему российские удобрения в серьезном объеме экспортировались через Прибалтику? Потому что исторически создавать портовые мощности там было легче, экологические нормы были гораздо проще. В России действовали жесткие правила. С 2015 г. Водным кодексом запрещалось хранить удобрения ближе 500 м от моря. Это требование привело к тому, что строительство новых или модернизация действовавших мощностей по перевалке было заморожено. Только в конце 2020 г. ограничение сняли на законодательном уровне. В настоящий момент в стране проводится реализация нескольких проектов, это в том числе терминал "Еврохима" в Усть-Луге. На создание таких комплексов нужно время, а вопрос с экспортом стоит сейчас. Здесь достаточно важной представляется роль государства, которое должно гибко реагировать на текущую ситуацию. Например, в ноябре 2021 г. для отправки экспортных удобрений был закрыт ряд пунктов пропуска, в частности, в портах Темрюк, Кавказ. Необходимо срочно возобновить их работу. С точки зрения оптимальной логистики мы сегодня оказались в 1990-х, когда нет устоявшихся, оптимальных каналов поставок. Поэтому если есть ограничения, их нужно максимально снимать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.07.2022