17-06-24 / 2024
Новости отрасли
Задача прослеживаемости грузов: есть ли универсальное и недорогое решение?

Как эффективно защитить груз в пути следования и можно ли при этом не переплачивать, исключив использование сразу нескольких различных устройств контроля?

Министерство транспорта в настоящее время развернуло работу по созданию Национальной цифтранспортно-логистической платформы ("ГосЛог"), которая будет выступать интегратором данных в транспортной отрасли. Она также призвана объединить существующие и перспективные цифровые логистические сервисы. Одним из таких сервисов является прослеживаемость грузов. Источником данных для него являются информационные системы государственных и частных компаний, как правило, получающие сведения из первичных источников информации, в роли которых выступают электронные устройства контроля, используемые для отслеживания грузовых перевозок.

Одновременно с созданием данного сервиса задачу прослеживаемости грузов решают контрольно-надзорные органы при реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (Соглашение ЕАЭС).

И в том, и в другом случае в качестве источника первичной информации должны использоваться электронные устройства контроля перемещения транспортных средств и электронные пломбы с запорно-пломбировочным устройством (рис. 1). При этом в рамках Соглашения ЕАЭС планируют использовать "навигационные пломбы" (электронные фальшпломбы, рис. 2), которые, по существу, являются дополнительным к пломбе грузоотправителя электронным устройством контроля (трекером). В случае необходимости контроля отсутствия доступа к грузу могут применяться исключительно электронные пломбы (электронные запорно-пломбировочные устройства), а в качестве пломбы грузоотправителя могут применяться как механические, так и электронные пломбы.

В соответствии с требованием Соглашения ЕАЭС при перевозке груза наложение "навигационной пломбы" обязательно даже при наличии электронной пломбы грузоотправителя. И в этой связи возникают вопросы, обусловленные одновременным нахождением на транспортном средстве двух электронных устройств контроля.

Первый вопрос. Устройство таможенного контроля ("навигационная пломба", или электронная фальшпломба) накладывается на транспортное средство, контейнер на пограничном переходе представителями уполномоченной организации, а оплата за применение данного устройства возлагается на грузоотправителя. Получается, грузоотправитель должен оплатить и электронную пломбу, накладываемую им при погрузке груза в месте отправления, и дополнительное электронное устройство контроля, выполняющее схожие с электронной пломбой функции? Два раза платить за электронику, выполняющую одни и те же функции, накладно.

Второй вопрос. Когда на одном транспортном средстве размещены и электронная пломба грузоотправителя, и "навигационная пломба", данные от какого источника информации следует использовать для сервиса прослеживаемости грузов платформы "ГосЛог"?

Попробуем прояснить ситуацию и ответить на оба вопроса.

Всемирная организация автомобильного транспорта, отстаивая интересы транспортного бизнес-сообще- ства, в своей резолюции от 16 нояб- ря 2021 г. № СТМ/GE7852/VAZ призывает к сбалансированному решению вопроса использования "навигационных пломб" при выполнении автомобильных перевозок. Специалисты организации определили, что "навигационные пломбы" являются вспомогательной формой контроля перемещения отдельных категорий товаров повышенного рис ка или санкционных групп товаров. Расширение сферы ее применения на иные группы товаров, следующие под таможенным транзитом, нецелесооб разно, так как приведет к необоснованному дублированию контрольных функций, выполняемых электронной пломбой грузоотправителя, и поэтому избыточно. По нашему мнению, доводы разумные.

Наиболее рациональным решением по минимизации затрат грузоотправителя является технология электронного пломбирования, при которой электронное запорно-пломбировочное устройство применяется в качестве пломбы грузоотправителя. В этом случае оплата пломбы и ее наложение осуществляется грузоотправителем, а контроль за поступающими с нее сигналами необходимо возложить на уполномоченного оператора (например, на распорядителя государственной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС") или национального оператора (распорядителя государственной или коммерческой информационной системы). В этом случае электронная пломба совмещает функции пломбы грузоотправителя и контрольного устройства надзорных органов. С коммерческой точки зрения такой подход полностью обоснован и правилен. При использовании "навигационных пломб" (электронных фальшпломб) в качестве дополнительного конт рольного устройства схема применения двух электронных устройств неработоспособна, так как является затратной, и данная инициатива воспринимается транспортным сообществом как дополнительная административная и финансовая нагрузка.

В случае применения электронной пломбы как пломбы грузоотправителя накладывать дополнительные электронные устройства контроля на пограничных переходах не требуется. Данные с электронной пломбы, как и данные перевозочных и сопроводительных документов, с момента приема груза к перевозке и до момента выгрузки будут в информационных системах контролирующих органов. Вся перевозка под контролем. При этом решается главная задача при пересечении границы – бесшовность ее прохождения, то есть отсутствие необходимости останавливать грузы.

Кроме того, электронные запорнопломбировочные устройства, в отличие от электронных фальшпломб, являются средством передачи юридической ответственности за груз в ходе перевозки, могут применяться на всех типах вагонов, автомобилей и контейнеров, гарантируют передачу сигнала тревоги за счет наличия спутникового канала связи. Назначение АО "ГЛОНАСС" уполномоченным оператором диктуется следующими соображениями: – в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона РФ № 395 "создание в сфере транспорта... информационных систем..., при функ- ционировании которых предпола- гается использование навигационной информации, осуществляется... на основе обязательного использования информационного ресурса и (или) программных средств, и (или) технологической структуры ГАИС "ЭРАГЛОНАСС"; – АО "ГЛОНАСС" – оператор государственной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС"; – АО "ГЛОНАСС" – государственная компания и подключена к межведомственной системе электронного взаимодействия; – информация в системе "ЭРАГЛОНАСС" в соответствии с федеральным законом юридически значима; – компания имеет четырехлетний успешный опыт аналогичной работы (с 2016 по 2020 гг. на основании Указа президента РФ № 1 от 1 января 2016 года АО "ГЛОНАСС" являлось уполномоченным оператором по контролю за перевозкой санкционных товаров на автомобильном и железнодорожном транспорте). Подводя черту, необходимо отметить следующее. В целях снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков и обеспечения решения задачи прослеживаемости грузов и "прозрачности" границы необходимо исключить появление ситуации, при которой перевозка одновременно отслеживается двумя электронными устройствами: "навигационной пломбой" и электронной пломбой грузоотправителя (рис. 3).

Возможны следующие решения: – если перевозчик использует в качестве пломбы грузоотправителя электронное запорно-пломбировочное устройство, то перевозка, попадающая под требования Соглашения ЕАЭС, отслеживается по поступающим с него данным. В этом случае необходимо допустить к использованию в рамках Соглашения ЕАЭС наряду с "навигационными пломбами" и электронные запорно-пломбировочные устройства; – при перевозках по Соглашению ЕАЭС наложение дополнительных электронных устройств контроля на пограничных переходах разрешается, только если перевозчик использует в качестве пломбы грузоотправителя механическую пломбу.

Таким образом, неоднозначность при определении источника информации для сервиса прослеживаемости платформы "ГосЛог" будет устранена, финансовая и административная нагрузка на перевозчиков при реализации Соглашения ЕАЭС существенно снизится, а электронные пломбы получат полное признание и массовое внедрение на транспорте как современный, надежный и экономичный источник первичной информации для решения задач прослеживаемости грузов и инструмент бесшовного прохождения границы.

Алексей Крылов, генеральный директор ООО "СТРАЖ и К" В целях снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков и обеспечения решения задачи прослеживаемости грузов и "прозрачности" границы необходимо исключить появление ситуации, при которой перевозка одновременно отслеживается двумя электронными устройствами: "навигационной пломбой" и электронной пломбой грузоотправителя

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.06.2024