23-03-22 / 2022
Новости отрасли
Задача по смене направления

Пограничным переходам Восточного полигона нарастят пропускную способность Российские экспортеры из-за введенных западными странами ограничений переориентируют грузы с портов Балтики на Дальний Восток. Это повышает нагрузку на сухопутные дальневосточные пункты пропуска и требует ускорения их модернизации. Также обсуждается открытие нового погранперехода в КНР Нижнеленинское – Тунцзян раньше срока. Дорога на восток

Как сообщили в ОАО "РЖД", экспортные поставки резко переориентируются с западного направления на восток. На встрече с крупнейшими грузоотправителями в марте заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило сообщил, что с начала текущего месяца переориентировано уже 2,3 млн тонн грузов. Всего же грузоотправители подали заявки на дополнительный вывоз 15 млн тонн грузов в направлении Восточного полигона.

В операторском сообществе такую тенденцию объясняют тем, что крупнейший транспортный узел Санкт-Петербург, как и другие порты Северо-Запада, оказался практически исключен из логистической цепочки из-за ограничений судоходства в европейских портах. Учитывая заявления правительств ряда стран, например Литвы и Латвии, эти ограничения сохранятся.

Грузы, которые теперь не попадают на внешний рынок через порты Балтики, перераспределяются на другие направления – часть потока пойдет через порты Юга, но основная масса уйдет на восток: по разным оценкам, объем перевозок вырастет в полтора-два раза. При этом возросшую нагрузку поделят между собой дальневосточные порты и сухопутные пограничные переходы.

Ожидания рынка

С железнодорожными погранпереходами на востоке связаны большие ожидания рынка. "Сейчас активно рассматривается вопрос переключения грузов на восток, поэтому все имеющиеся погранпереходы будут востребованы", – подтвердил "Гудку" исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics – RUS Александр Сиверцев.

С учетом текущего и прогнозируемого грузовых потоков нужно увеличить пропускную способность всех железнодорожных погранпереходов на 30-40%, уточнил "Гудку" генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

По мнению Александра Сиверцева, на восточном направлении есть потенциал для повышения пропускной способности погранпереходов примерно вдвое, но это будет зависеть не только от российской, но и от китайской и монгольской сторон.

Опора на Забайкальск

Вопрос согласования объема пропуска поездов сегодня остается главным камнем преткновения на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия, самом крупном на границе Китая и России. Сегодня этот пункт пропуска называют едва ли не ключевым звеном новых логистических цепочек. Об особой важности Забайкальска заявляют крупнейшие контейнерные операторы.

С технической точки зрения этот погранпереход активно развивается. Как рассказали в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" (ЦМ), для обеспечения бесперебойной работы пункта пропуска Забайкальск компания в настоящее время реализует второй этап первой очереди реконструкции станции, согласно которому планируется присоединение построенных путей общего пользования, а также перенос перегрузочных фронтов и грузового терминала. Это позволит ускорить перегруз вагонов в сообщении Китай – Россия и обеспечить в перспективе обработку до 20 пар поездов в сутки.

"По сути, мы получим абсолютно новую инфраструктуру с улучшенными параметрами эффективности и с повышенными мощностями. Перерабатывающая способность увеличится на 45% (до 453 тыс. тонн в год), нормативное время нахождения на станции при грузовой импортной отправке сократится с 48 до 18 часов", – отмечал ранее начальник ЦМ Алексей Бельский.

По словам президента ПАО "ТрансКонтейнер" Александра Исурина, инфраструктура и операторы готовы к тому, чтобы подвозить минимум в два раза больше груза на Забайкальск: мощностей здесь уже достаточно, чтобы передавать 10 пар поездов в день, в то время как сейчас Забайкальск пропускает всего пять пар. Но для этого нужно согласовать увеличение заявки с КНР.

Переходы ждет обновление

Также ОАО "РЖД" ставится задача модернизировать Гродеково и Наушки, через которые грузы идут в страны АТР. Так, на станции Наушки в этом месяце ввели в эксплуатацию две новые автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), предусматривающие использование технологии 3D-сканирования. Как пояснили в пресс-службе ВСЖД, эта система представляет собой "электронные ворота", через которые проходит грузовой состав, при этом изображения с установленных видеокамер автоматически в режиме реального времени передаются оператору коммерческого осмотра. "Это ускоряет процесс проведения таможенного и пограничного контроля грузовых составов", – отметили в пресс-службе магистрали.

Как стало известно "Гудку", в связи с ростом грузового потока рассматривается возможность досрочного открытия нового перехода в КНР не в конце лета, как предполагалось, а уже весной. Речь идет о вводе в эксплуатацию пункта пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, который будет обслуживать грузы, доставляемые по первому железнодорожному мосту между Россией и Китаем.

Напомним, что мостовой переход рассчитан на поочередный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеей двух стандартов: шириной 1520 мм – для российского подвижного состава и 1435 мм – для китайского. Через мост в КНР планируют главным образом экспортировать железную руду, уголь, минеральные удобрения и лесную продукцию.

Как сообщил на январском брифинге журналистам Алексей Шило, железнодорожная инфраструктура пункта пропуска готова, договорные отношения с владельцем инфраструктуры оформлены, ожидается только решение государственных органов власти.

Кроме того, на минувшей неделе представитель ОАО "РЖД" на конференции "Контейнеры и контейнерные перевозки. Высокие стандарты доставки грузов" рассказал, что в новых реалиях холдинг активизировал работу по модернизации существующих железнодорожных пунктов пропуска и обсуждает с властями расконсервацию некоторых пунктов для пропуска контейнерных поездов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.03.2022