20-02-17 / 2017
Новости отрасли
За три моря

Иран и Казахстан совместно будут развивать транспортную инфраструктуру МТК "Север – Юг".

Акционерное общество "КТЖ Экспресс" (дочернее предприятие АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖ) и компания "Судоходные линии Исламской Республики Иран" (IRISL) подписали соглашение о создании совместного предприятия по организации логистической инфраструктуры.

СП начнет работу уже в марте 2017 года, и первым его проектом станет строительство совместного терминала в иранском порту Бендер-Аббас, говорит вице-президент по развитию КТЖ Арман Султанов. По его словам, это позволит наращивать транзит грузов и обеспечить выход в страны Персидского залива и к портам Индии и Африки. Коммерческие подробности проекта не разглашаются. Строительство терминала начнется в четвертом квартале текущего года.

Кроме того, в перспективе партнеры планируют реализовать проекты по развитию терминальных мощностей иранской станции Инчебурун и казахстанского порта Актау.

Инчебурун является конечной станцией относительно нового участка (Берекет – Этрек – Акяйла), который проходит по территории Туркменистана. Он был открыт в декабре 2014 года и стал продолжением железнодорожной линии Узень (Казахстан) – Берекет (Туркменистан). Этот маршрут по сравнению с альтернативным – через погранпереход Сарахс – сокращает расстояние на 456 км и расходы на перевозку для грузоотправителей в среднем на 30%. "Из Акяйлы мы выезжаем на Инчебурун, где есть проложенная ветка до Бендер-Аббаса, без перегруза вагонов. Колесные пары меняем на Этреке для узкой иранской колеи (1435 мм)", – говорит заместитель директора департамента маркетинга грузовых перевозок "КТЖ-Грузовые перевозки" Гульмира Ожабаева.

Но сложность заключается в том, что казахстанские грузы перевозятся на территорию Ирана в основном туркменскими тележками. Поэтому есть планы провести модернизацию Инчебуруна, чтобы на станции можно было готовить вагоны к дальнейшей эксплуатации на иранских железных дорогах, в частности в направлении Бендер-Аббаса. Для увеличения грузопотока по данному направлению Иран, Казахстан и Туркменистан согласовали унифицированный льготный тариф на перевозки зерна, черных металлов, ферросплавов и алюминия из Казахстана в Иран и транзитом через Иран в порт в середине октября 2015 года. При этом страны договорились, что комплексные ставки будут действовать и в 2016 году. Результат не заставил себя ждать. В 2016 году объемы перевозок между РК и ИРИ по сравнению с 2015 годом увеличились на 16% (2117 тыс. тонн грузов). Экспортные перевозки выросли на 14%, транзитные перевозки через Казахстан в Иран по сравнению с 2015 годом – на 47 тыс. тонн, из Ирана – на 15%.

По мнению эксперта Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Алексея Чекрыжова, большую часть финансирования проекта по строительству портового терминала по ряду причин КТЖ возьмут на себя.

"Строительство совместного терминала в порту Бендер-Аббас необходимо Астане для дальнейшего продвижения казахстанского экспорта в страны Персидского залива, а также на индийский рынок. Однако это не единственная цель – важны последующие транзитные выгоды. Речь идет о подключении к транспортному коридору других партнеров Казахстана и Ирана. Прежде всего это транспортные коридоры Китая и России и, разумеется, других государств Центральной Азии. Отсюда и стремление к наращиванию мощностей станции Инчебурун и создание новых хабов (Бендер-Аббас). Иран является необходимым звеном коридора "Север – Юг" и сети Экономического пояса Шелкового пути, и снижение геополитического давления на Тегеран в минувшем году играет на руку всем сторонам. Поэтому вполне объяснимо, что Казахстан стремится воспользоваться этой возможностью", – говорит Алексей Чекрыжов.

Однако и Ирану наращивание взаимодействия выгодно. Таким образом, в Тегеране объективно могут рассчитывать на рост объемов транзитных перевозок как Казахстана, так и более крупных стран – России и Китая, так как привлекательность сухопутных трансконтинентальных коридоров сегодня высока.

"Географическое положение государства является главной причиной максимального включения Астаны в трансконтинентальные транспортные и инфраструктурные проекты. Казахстан в хорошем смысле этого слова эксплуатирует эти факторы", – отметил эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.02.2017