22-05-15 / 2015
Новости отрасли
За точность надо платить

ЛОГИСТИКА

ГРУЗОВЫЕ ПОЕЗДА ОТПРАВЛЯЮТ ПО РАСПИСАНИЮ

В последние несколько лет железнодорожники активно продвигают на рынке транспортных услуг такой сервис, как отправление и прибытие грузового поезда по расписанию. По замыслу маркетологов РЖД, предоставление услуги может привлечь грузы на железнодорожный транспорт, тем самым повысив доходы перевозчика. Естественно возникают вопросы: в какой мере эти надежды оправданны и есть ли перспективы у такой формы организации движения поездов?

Существуют две основные системы организации движения грузовых поездов. По первой из них поезда отправляются по готовности. При этом под готовностью понимается завершение процесса накопления вагонов одного назначения до полносоставного поезда, происходящего на сортировочной станции. Понятно, что при роспуске поездов с горки заполнение путей подгорочного парка и соответственно накопление вагонов на целый поезд носит вероятностный характер. При таком методе работы поезда отправляются полной длины или соответствующие по массе весовой норме. К достоинству такого способа относится эффективное использование силы тяги локомотива. Зачастую определенной нитки графика для грузового поезда нет, и его пропуск организуется поездным диспетчером исходя из складывающейся обстановки. С другой стороны. есть и многочисленные недостатки отправления поездов по готовности. которые выражаются в сложности процесса планирования локомотивов и их бригад. а также дальнейшего пропуска поездов по участкам.

Традиционно отправление по готовности было основной формой организации перевозок. Широко используется такая технология работы и в настоящее время. Понятно. что гарантировать точные сроки доставки грузов при такой организации перевозочного процесса практически невозможно.

Может использоваться и вторая система организации эксплуатационной работы: отправление поездов по расписанию. Соответственно при этом существуют фиксированные нитки графика. и отправление поездов происходит независимо от того. накоплено ли число вагонов на состав полной длины или весовой нормы. При этом облегчается планирование работы локомотивов и их бригад, упорядочивается деятельность диспетчерского аппарата, сокращаются сроки доставки грузов. Однако есть и серьезный недостаток: многие составы будут неполновесными или короткими, менее длины приемо-отправочных путей.

В советское время, в 1970-1980-е годы поездная работа по твердым ниткам графика была организована на Белорусской, Северной и Юго- Восточной дорогах. Эта практика свидетельствовала о том. что выгоды от пропуска поездов по расписанию больше, чем экономические потери от эксплуатации составов неполного веса.

В последние годы РЖД применяется и компромиссный вариант между двумя указанными системами. Он заключатся в том, что поезда отправляются по готовности, но их дальнейший пропуск организуется по заранее разработанным ниткам графика. В случае если к моменту отправления поезда по намеченному расписанию формирование поезда еще не завершено, для дальнейшего пропуска этого состава используется другая, более поздняя нитка графика.

В 2011 году РЖД была разработана "Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на 2011-2015 годы". Реализация этой программы создает условия, для того чтобы продавать клиентам новую услугу - следование поезда по расписанию, когда точно известно время отправления поезда и его прибытие на станцию назначения.

В настоящее время такой услугой может воспользоваться любой клиент, который способен сформировать поезд установленного веса и длины с одной станции отправления на одну станцию назначения. Поскольку данный сервис представляет собой дополнительную услугу, она оказывается за дополнительную к тарифу плату, взимаемую на основании заключаемых с клиентом договоров. Такие соглашения оформляются на определенный период времени и могут касаться не только перевозки по расписанию груженых, но и порожних вагонов. В основном речь идет о перевозках в отправительских маршрутах.

В масштабах сети

Работа по внедрению услуги следования грузовых поездов по расписанию началась РЖД в 2011 году. В последующие годы сервис постепенно развивался, были заключены договоры со многими грузоотправителями.

"По итогам реализации данной услуги в 2014 году отправлено 14,5 тыс. грузовых поездов, или 40 поездов ежесуточно. Перевезено 42,2 млн тонн грузов, что составляет 3,4% погрузки всей сети РЖД. Качество услуги по итогам декабря составило по отправлению 94%, по прибытию 94%", - рассказал "Транспорту" заместитель начальника Дирекции управления движением РЖД Анатолий Кужель.

Если же рассматривать итоги I квартала 2015 года, то оказалось, что за этот период проследовало около 4,5 тыс. составов по твердым ниткам графика, в которых перевезено 12,3 млн тонн грузов, что равно 4,2% общесетевой погрузки. Выполнение расписания по отправлению составило 95%, а по прибытию - 92%. Если же сравнивать результаты I квартала текущего года с тем же периодом 2014 года, то число грузовых маршрутов по расписанию увеличилось почти в два раза. Иными славами, сервис оказался востребованным грузовладельцами, и РЖД удалось существенно увеличить объемы предоставления этой услуги.

В целом по сети на апрель 2015 года действовали 98 договоров, которые заключены с клиентами, в число которых входят такие крупные компании, как ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК),

ОАО "Кузбасская топливная компания", ПАО "СИБУР Холдинг", ПАО "Северсталь" и многие другие.

В качестве примера организации проследования грузовых поездов по расписанию можно привести Октябрьскую, Северо-Кавказскую и Свердловскую железные дороги.

Северо-Запад

Внедрение сервиса отправки грузовых поездов по расписанию началось на Октябрьской железной дороге с 2012 года, когда Октябрьский ЦФТО стал предлагать такую форму перевозок своим клиентам.

Для получения услуги клиент должен отправить в РЖД запрос, где указывается периодичность и маршруты перевозок. После этого РЖД рассматривают техническую и технологическую возможность пропуска грузовых поездов по заявленным направлениям.

В прошлом году на ОЖД в поездах по твердым ниткам графика было перевезено 3,6 млн тонн грузов, отправлено 1402 поезда. Доходы по этому виду деятельности составили 60,5 млн рублей.

В I квартале 2015 года в пределах Октябрьской магистрали проследовали более 900 грузовых поездов, движение которых было организовано по расписаниям. Доходы от их пропуска превысили 28 млн рублей. В этих составах выполняются перевозки контейнеров, леса, черных металлов, минеральных и химических удобрений, а также скоропортящихся грузов. В общей сложности грузовые поезда по расписанию ходят по 20 направлениям, многие из которых осуществляются с выходом и на другие дороги сети РЖД.

В международном сообщении услуга проследования грузовых маршрутов по расписанию предоставляется при транспортировке лесных грузов в Финляндию. В начале этого года был заключен соответствующий договор с ЗАО "Интелрейлтранс".

Хотя сервис проследования грузовых поездов по расписанию касается в первую очередь отправительских маршрутов, для повагонных отправок на ОЖД стали предлагать клиентам услугу "Грузовой экспресс". Это предложение может быть интересно клиентам, отправляющим на большое расстояние один или несколько вагонов.

Есть два основных маршрута, на которых применяется данный сер вис. Первый из них начинается либо со станций Санкт-Петербургского железнодорожного узла, либо Усть-Луги и заканчивается в Екатеринбурге. Срок доставки - 3 суток. Второй маршрут проходит также от станций Санкт-Петербургского узла до Новосибирска. Срок доставки по этому направлению составляет 4-5 суток.

За 2014 год с оказанием сервиса "Грузовой экспресс" были отправлены 129 поездов, в которых проследовало около 5 тыс. вагонов.

Октябрьским ЦФТО продолжается работа по привлечению новых клиентов к услугам проследования поездов по расписанию. В настоящее время с АО "Ковдорский ГОК" ведутся переговоры по движению по графикам составов по закольцованному маршруту Ковдор-Сала-Ковдор.

Юг

В 2014 году по Северо-Кавказской дороге по расписанию проследовали 197 грузовых поездов. При этом выполнение графика как по отправлению со станции формирования, так и по пункту назначения составляло около 90%.

"С июля 2013 года на полигоне Северо-Кавказской железной дороги оказывается услуга перевозки грузов с согласованным временем отправления и прибытия. Договор был заключен с компанией - производителем ОАО "Невинномысский Азот" на перевозку их продукции по маршруту Невинномысская- Туапсе-Невинномысская. Услуга оказалась востребованна, и наш партнер сегодня максимально переориентирует свои перевозки на железную дорогу", - рассказала "Транспорту" заместитель начальника службы корпоративных коммуникаций СКЖД Елена Андреева.

За период с января по март текущего года по расписанию в пределах Северо-Кавказской магистрали был проведен 51 грузовой поезд. График движения этих поездов выполнялся почти на 100%.

По состоянию на апрель 2015 года заключены договоры на внутри- дорожные перевозки с тремя крупными клиентами. Благодаря этим соглашениям организована по расписанию доставка грузов в порты Туапсе и Новороссийск. В порт Туапсе отправляет грузы ОАО "Невинномысский Азот". Черные металлы ООО "РЭМЗ" транспортируются по фиксированным ниткам графика со станции Горная до станции Новороссийск-экспорт. Кроме того, черные металлы в адрес станции Новороссийск-экспорт отправляет по расписанию ОАО "Таганрогский металлургический завод".

В настоящее время вместе с клиентами прорабатывается возможность перевозок по расписанию угля и нефтеналивных грузов, которые следуют в морские порты, находящиеся в пределах дороги. Изучается также перспектива организации перевозок черных металлов по схеме

"Грузовой экспресс" со станции Горная на станции Воронеж-Курский, Подклетное и Новолесная, которые расположены на Юго-Восточной дороге. Возможно также, что по схеме "Грузовой экспресс" будет организована транспортировка черных металлов из Таганрога до станций Усинск и Войновка, расположенных соответственно на Северной и Свердловской дорогах.

Урал

Свердловский ЦФТО стал предоставлять услугу проследования грузового поезда по расписанию с июля 2011 года, когда с ООО "ЕвразХолдинг" был подписан договор и начались перевозки по маршруту Качка- нар-Смычка.

За прошлый год по Свердловской железной дороге были проведены 3703 поезда с фиксированным временем отправления и прибытия, в которых было перевезено 9,62 млн тонн грузов. По сравнению с 2013 годом, а тогда проследовали 3352 состава по расписанию, число таких поездов увеличилось на 10%, а масса грузов в них - на 7%.

В отношении точности соблюдения расписания Свердловской магистралью в 2014 году были достигнуты одни из самых лучших показателей по всей сети РЖД. По отправлению со станций назначения график движения поездов соблюдался на 98,6%, а по времени прибытия - на 96,8%.

В начале этого года, с января по март, по расписанию на Свердловской дороге проследовали 1252 грузовых поезда, что на 45,4% больше, чем за тот же период 2014 года. Для сравнения можно вспомнить, что в I квартале 2014 года по твердым ниткам графика пропустили 861 поезд.

На Свердловской магистрали наиболее заинтересованными в перевозках грузов по графику оказались клиенты, имеющие замкнутый цикл производства и осуществляющие по сети РЖД технологические перевозки между предприятиями, входящими в один холдинг.

Успешно развивается сотрудничество Свердловской железной дороги с ОАО "Уралкалий". На основании договора с этим предприятием начиная с августа 2014 года начались перевозки по расписанию грузов этой компании из Соликамска и Березников в Забайкальск для дальнейшего экспорта в Китай. Перевозки минеральных удобрений по этим маршрутам продолжились и в этом году. С начала 2014 года по графику были отправлены 36 составов. С февраля 2015 года возобновились перевозки удобрений на экспорт, которые следуют из Березников в западном направлении до станции Автово Октябрьской дороги.

В текущем году ОАО "Уралкалий" увеличило перевозки своих грузов по расписанию в 2,5 раза. Намечено, что в будущем будет реализован единый технологический цикл перевозки минеральных удобрений и возврата порожняка, при котором все вагоны, используемые для этих перевозок, будут следовать в поездах по расписанию. Таким образом, весь подвижной состав с грузами "Уралкалия" будет транспортироваться по твердым ниткам графика. По предварительным оценкам, эта мера позволит сократить сроки доставки продукции на 30%.

Развивается движение поездов по расписанию и во внутридорожном сообщении. Например, организованы сезонные перевозки щебня по маршруту Идель I - Приобье - Идель I. Этот маршрут кольцевой, в обратном направлении также по расписанию осуществляется возврат порожнего подвижного состава.

В настоящее время Свердловским ЦФТО рассматривается технология перевозок по расписанию грузов ЗАО "Антипинский НПЗ".

В апреле текущего года между ПАО "ТрансКонтейнер" и Свердловским ЦФТ О был заключен договор об организации перевозок по расписанию контейнерных поездов. Объем перевозок запланирован в размере 10 поездов в месяц.

Резервы єсть

Из практики многих дорог сети видно, что основная доля грузовых поездов, следующих по расписанию на основании договоров с клиентами, - это отправительские маршруты крупных грузоотправителей. В большинстве случаев независимо от того, идут ли эти маршруты по расписанию или нет, грузы, следующие в этих составах, все равно перевозились бы железнодорожным транспортом. Поэтому эффект в привлечении дополнительных грузов от данного сервиса сравнительно невелик.

Есть, правда, одна ниша, где быстрая перевозка грузов по расписанию действительно может переориентировать некоторые грузопотоки с автомобильного и морского транспорта на сеть РЖД. Речь идет прежде всего о транспортировке грузов в контейнерах. На Транссибирском маршруте ускоренная и, главное, заранее предсказуемая по времени доставка контейнеров может перераспределить часть перевозок Дальний Восток - Европа с морского транспорта в пользу сухопутного транзита по сети РЖД. Доставка грузов для автосборочных предприятий может отвлечь определенную долю перевозок, ранее выполнявшихся автомобилями. В перечисленных выше случаях железнодорожники, внедряя проследование поездов по графику, действительно могут рассчитывать на привлечение новых клиентов.

Если же посмотреть на второй вопрос, а именно на роль поездов по расписанию в получении РЖД дополнительных доходов, то здесь все вполне однозначно. Разумеется, этот сервис позволяет получить РЖД дополнительные деньги. Очень важно и то, что внедрение данной услуги пока не требует капиталовложений и увеличения штата работников, необходима лишь более высокая исполнительская дисциплина. Впрочем, такая благостная картина может наблюдаться лишь при условии, что транзит в грузовых поездах по расписанию составляет лишь небольшую долю общих объемов перевозок. Если по каким-то причинам эта доля возрастет, то инвестиции в развитие путевого хозяйства на станциях, пропускной способности, улучшение технического состояния локомотивного парка окажутся необходимыми. В наибольшей мере это касается создания условий для проследования ускоренных контейнерных поездов по Транссибирскому маршруту. Впрочем, финансовые средства в модернизацию этого направления будут вкладываться в любом случае.

Относительно того, будет ли развиваться движение поездов по расписанию, можно предположить, что резервы для привлечения новых клиентов есть. То, что касается транспортировки отправительских маршрутов по графику, то здесь, думается, процесс привлечения новых клиентов приближается к насыщению. А вот относительно услуги "Грузовой экспресс" этого сказать нельзя. В идеале каждый клиент, занимающийся повагонными отправками своих грузов, мог бы иметь право на доставку своих товаров в четко определенный срок. Однако на такую радикальную меру РЖД вряд ли пойдет, так как это потребует инвестиций и очень четкой организации перевозочного процесса. Таким образом, услуга "Грузовой экспресс" будет пока развиваться лишь на направлениях со значительными устойчивыми вагонопотоками.

В любом случае развитие дополнительных услуг, предоставляемых РЖД своим грузоотправителям и операторам подвижного состава, можно только приветствовать. Помимо всего прочего эта мера способствует привлечению на инфраструктуру РЖД грузов, следующих в международных сообщениях.

Поезда отправляются по готовности, но их дальнейший пропуск организуется по заранее разработанным ниткам графика

В международном сообщении услуга проследования грузовых маршрутов по расписанию предоставляется при транспортировке лесных грузов в Финляндию

На Свердловской ж.д. по отправлению график движения поездов по расписанию соблюдался на 98,6%, а по прибытию - на 96,8%

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.05.2015