12-09-17 / 2017
Новости отрасли
За простой вагона нужно отвечать

Николай Решетов, начальник отдела организации логистики перевозок Центральной дирекции управления движением. С 1 ноября 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18 июля 2017 года. Он устанавливает финансовую ответственность во взаимоотношениях между оператором морского терминала, перевозчиком и грузоотправителем.

Так, грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки, а оператор морского терминала – за невыполнение среднесуточной плановой или согласованной нормы погрузки и выгрузки вагонов на данные сутки, перевозчик – за несоблюдение определенных в договоре условий подачи и уборки вагонов по согласованной с оператором морского терминала норме на данные сутки. За невыполнение взимается штраф в размере 0,1 минимального размера оплаты труда за каждую недогруженную тонну груза, то есть приблизительно 600 руб. за один вагон.

Важность данного законодательного акта объясняется ситуацией в сфере перевозок экспортных грузов через российские порты. На их долю приходится 86% от общего объема погрузки грузов на экспорт через порты. При этом сохраняется устойчивая динамика роста объемов погрузки. Так, в этом году к уровню аналогичного периода 2016 года она возросла на 6,9%, достигнув 169,8 млн тонн. Увеличилась и выгрузка вагонов в портах и на нефтебазах на 858 вагонов в сутки, составив 14,1 тыс. вагонов в сутки. Но при выгрузке использовалось 76% от перерабатывающих способностей морских терминалов, при этом потери от невыполнения договорных обязательств составили более 400 тыс. вагонов.

Как следствие, в среднем в сутки на припортовых железных дорогах в ожидании выгрузки находилось 57 тыс. вагонов с экспортными грузами, что на 2,5 тыс. было выше норматива и на 7,1 тыс. больше, чем в прошлом году. В итоге с начала 2017 года ежесуточно на припортовых железных дорогах в адрес портов и морских терминалов России было отставлено от движения 124 поезда, что на 29% (на 28 поездов в сутки) больше показателя 2016 года. Возросло количество таких поездов на Северо-Кавказской железной дороге – на 12 поездов в сутки, составив 65, на Октябрьской железной дороге – на 14 поездов в сутки, достигнув 26, на Дальневосточной железной дороге – на два поезда в сутки, до 33 поездов в сутки, отставленных от движения. Из-за этого ОАО "РЖД" несет неоправданные финансовые потери.

Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие всех участников перевозочного процесса, позволит снизить простой вагонов под погрузо-разгрузочными операциями и в ожидании грузовых операций, а также сократить количество поездов, следующих в порты и отставленных от движения.

Новым федеральным законом вводится также в действие договор, регламентирующий порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и перевозчика при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту. Сегодня припортовые железные дороги (Октябрьская, Северо-Кавказская, Дальневосточная, Приволжская, Калининградская, Северная) ведут работу с операторами морских терминалов по заключению таких договоров. Это позволит ОАО "РЖД" полностью обеспечить потребности грузовладельцев в своевременном вывозе готовой продукции, особенно в ключевых отраслях экономики, обеспечивая непрерывность производственных процессов, а также привлечь грузы с альтернативных видов транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.09.2017